Яндекс.Метрика

МЕТОДИКА

 выполнения радиодевиационных работ и контрольных проверок

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.    Радиодевиационные работы на радиокомпасах самолётов выполняются в целях обеспечения высокой точности измерения курсовых углов радиостанций (КУР).

2.    Контрольные проверки правильности компенсации радиодевиации выполняются в целях  обнаружения погрешностей измерителей курсовых углов радиостанций, превышающих установленные допуски и принятия решения на выполнение радиодевиационных работ.

3.    Радиодевиационные работы выполняются на заводах на новых типах самолётов и на самолётах новых серий, на остальных самолётах той же серии и модели, а также при замене на ВС направленной (рамочной) антенны радиокомпаса в части, устраняется установочная ошибка направленной антенны, а радиодевиация компенсируется по типовому графику.

4.    Определение установочной ошибки и остаточной радиодевиации производится штурманом подразделения (экипажа). Устранение установочной ошибки и компенсация радиодевиации производятся специалистами по РЭО. Ответственность за своевременность проведения контрольных проверок, оформление протоколов радиодевиационных работ и записи в формуляр ВС возлагаются на штурмана подразделения (экипажа).

5.    Протоколы радиодевиационных работ являются частью документации самолёта и хранятся в формулярах на самолёт (часть 1) до замены радиокомпасов или до списания самолёта.

6.    Контрольные проверки правильности компенсации радиодевиации в части (на земле и в полёте) выполняются:

- периодически, но не реже одного раза в год;

- при замечаниях лётного состава (когда у экипажа при выполнении полётов возникают сомнения в правильности показаний радиокомпаса).

Из ИНСТРУКЦИИ  по эксплуатации средневолнового автоматического радиокомпаса типа АРК-11:

Регулировка компенсатора радиодевиации

Механизм компенсации рассчитан на компенсацию радиодевиации в пределах ± 20о ±2о.

      Изготовитель выпускает аппараты без введения компенсации радиодевиации. Компенсация радиодевиации производится организацией, устанавливающей радиокомпас на самолёт. Перед компенсацией необходимо согласовать сельсин-указатель с сельсином-датчиком в блоке рамки, устранить установочную ошибку (методика устранения установочной ошибки описана ниже) и далее списать радиодевиацию и построить график поправок. При верхнем расположении рамки списание радиодевиации производится на земле при включенном электрооборудовании и радиооборудовании. Направленные антенны поступают из организации-изготовителя с универсальными шкалами (для верхнего и нижнего расположения).

Если рамочная антенна установлена под фюзеляжем, списание радиодевиации производится также на земле с последующей проверкой в полёте.

На земле все девиационные работы производятся на девиационных кругах или площадках, удалённых от строений, линий высоковольтных передач, стоянок самолётов и прочего на 200¸500 метров.

Во время эксплуатации правильность компенсации радиодевиации следует периодически проверять, а также проверять при каждом изменении или дополнительной установке радиооборудования на самолёте, после установки или снятия с самолёта выступающих металлических частей, после ремонта рамки радиокомпаса и т.д.

Кроме указанного, радиодевиацию следует проверять во всех случаях, когда возникают сомнения в правильности компенсации радиодевиации, а также при подготовке  к особо важным полётам. После смены указателя курсового угла на самолёте необходимо проверить согласование сельсина-указателя курсовых углов с сельсином-датчиком на КУР=0о и КУР=180о и устранить ошибку корректировкой нуля сельсина-указателя курсовых углов. При этом следует иметь в виду, что после корректировки нуля сам сельсин-указатель может иметь на всех курсовых углах (кроме КУР=0о) погрешность ±1,5о.

При замене сельсина на отдельных курсовых углах погрешность определения КУР за счёт неоднозначности ошибок старого и нового сельсинов может увеличиться до 3о. Поэтому после смены сельсина-указателя следует произвести проверку остаточной радиодевиации. В случае, если она превышает допустимые нормы, необходимо провести дополнительную компенсацию.

а) выявление и устранение установочной ошибки:

После проверки установки компенсатора на нулевую поправку и установки рамки на самолёт необходимо приступить к выявлению установочной ошибки. Для чего необходимо:

   а) вырулить самолёт на площадку и развернуть его по магнитному компасу на курс, равный магнитному пеленгу радиостанции;

   б) пеленгованием самолёта в хвост с помощью девиационного пеленгатора установить самолёт на МК, равный МПР;

   в) настроить АРК на частоту радиостанции, отсчитать и записать ОРК (отсчёт радиокомпаса);

   г) если ОРК не равно нулю, рамка имеет установочную ошибку: корпус рамки повернут относительно вертикальной оси самолёта.

Устранение установочной ошибки производится разворотом корпуса рамки до получения ОРК=0. После разворота корпуса рамки необходимо снова проверить установочную ошибку.

      Если установочная ошибка рамки не будет устранена, то сумма установочной ошибки и нормальной девиации на отдельных курсовых углах может оказаться больше той предельной величины, на которую рассчитан компенсатор.

б) списание радиодевиации:

После устранения установочной ошибки можно производить списание радиодевиации, устанавливая самолет на ОРК, равный 15о, 30о, 45о и т.д. и записывая показания индикатора курса.

      Списание радиодевиации производится на 24-х курсовых углах (через каждые 15о), в соответствии со специальными инструкциями (в зависимости от имеющегося на самолёте оборудования).

      Полученные данные заносятся в таблицу, после чего определяется поправка на радиодевиацию ΔР и строится график поправок зависимости ΔР от ОРК, как показано на рис. 29 (кривая IV).

Рис. 29.

в) компенсация радиодевиации:

      При компенсации радиодевиации во избежание поломки рамочной антенны и её механизма необходимо учитывать следующее:

      а) вращать винты компенсации только после совмещения нулевой риски шкалы поправок с оцифрованными рисками неподвижной шкалы рамки (0о, 15о, 30о, 45о и т.д.). При этом вращать только тот винт, который находится против нулевой риски шкалы поправок;

      б) нельзя вращать регулировочный винт больше, чем на 3о¸4о поворота стрелки-указателя.

      Несоблюдение этого правила приведёт к излому лекала, так как при вращении регулировочных винтов на величину, большую чем это требуется для поворота стрелки-указателя на  3о¸4о, пружина лекала сильно изгибается, надламывается и может сорвать скобы у соседних винтов. Поэтому регулировку компенсатора необходимо производить не сразу, а в несколько приёмов, для чего кривую радиодевиации следует заменить в зависимости от максимального значения радиодевиации последовательно приближающимися к ней кривыми I, II, III (рис. 29), по которым и производить последовательную регулировку компенсатора, сначала по  I кривой, затем по II и т.д.;

      в) строго соблюдать следующую последовательность подвинчивания винтов при регулировке: 345о-15о; 330о-30о; 315о-45о; 300о-60о и т.д.

      При компенсации в таком порядке полотно лекала на одном участке приближается к центру, а на другом – удаляется от центра, так как на одном – вводится положительная поправка радиодевиации, а на другом – отрицательная, поэтому в полотне лекала не возникает механических напряжений.

      Если производить компенсацию, не придерживаясь указанной последовательности, и подвинчивать регулировочные винты в порядке 0о,  15о, 30о, и т.д., то лекало, вдавливаясь к центру на одном участке, будет распирать соседние участки, благодаря чему с винтов могут сорваться скобки или произойдёт поломка лекала.

      Учитывая вышесказанное, можно приступить к устранению ошибки.

      При регулировке необходимо соблюдать следующий порядок:

      1) произвести компенсацию согласно кривой 1, для чего:

      а) установить нулевое деление шкалы поправок против деления 345о на шкале азимутов и вращением регулировочного винта (соответствующего 345о) установить стрелку на шкале поправок на угол, соответствующей величине и знаку ΔР по кривой 1. (рис.29): (+ΔР откладывается в ту сторону от нулевого деления шкалы поправок, в которую увеличивается число градусов по шкале азимутов, - ΔР в обратную сторону);

      б) тем же способом отрегулировать поправки для всех 23 румбов, соблюдая указанную последовательность 345о-15о; 330о-30о и т.д., устанавливается нулевое деление шкалы поправок против обозначенных цифрами делений шкалы азимутов;

      2) тем же способом произвести компенсацию по кривым II и III, соблюдая ту же последовательность вращения регулировочных винтов;

      3) произвести окончательную компенсацию согласно кривой IV, для чего подводить последовательно нулевое деление шкалы поправок к делениям 345о-15о; 330о-30о; 315о-45о; 300о-60о и т.д. шкалы азимутов и вращением регулировочных винтов (соответствующих этим азимутам) устанавливать стрелку по шкале поправок на угол, соответствующий величине и знаку   ΔР по кривой IV радиодевиации;

ПРИМЕЧАНИЕ: При введении компенсации радиодевиации перепад между двумя соседними винтами не должен превышать 12о.

      4) произвести проверку регулировки   компенсатора. Для этого устанавливать рамку нулевой риской шкалы поправок последовательно на азимуты  0о,  15о, 30о, и т.д. и проверить соответствие показаний стрелки-указателя графику списанной радиодевиации. В случае необходимости произвести подрегулировку.

      После введения компенсации радиодевиации следует проверить правильность проведённой компенсации по показаниям указателя курса (при повороте самолёта на площадке) и при необходимости ввести корректировку. Если при этой проверке обнаруживается, что стрелка указателя курса при повороте рамки на отдельных курсовых углах идёт рывками, это свидетельствует  об изломе лекала компенсатора или об ослаблении пружины, прижимающий поводок к лекалу.

      После введения в рамку компенсации радиодевиации на отдельных курсовых углах в режимах «Антенна» и «Рамка» (при отсутствии напряжения в обмотках двигателя вращения рамки) может появиться самопроизвольное вращение рамки (в пределах до 40о). 

      Явление это связано со скольжением ролика механизма компенсации по полотну лекала за счёт давления спиральной пружины. В режимах «Компас-I» и «Компас-II» при  появлении управляющих напряжений в обмотках вращении рамки, явление самопроизвольного вращения отсутствует.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. После введения компенсации радиодевиации на некоторых углах может появиться неравномерность хода стрелки указателя, что не является дефектом. Недопустимо наличие рывков в движении стрелки.

2. После списания радиодевиации, с целью исключения возможного самоотвинчивания винтов компенсатора радиодевиации, необходимо производить контровку винтов эмалью красного цвета ЭП-51.

 

Из ИНСТРУКЦИИ по выполнению девиационных и радиодевиационных работ и контрольных проверок на самолётах и вертолётах ВВС:

Выполнение радиодевиационных работ

1. Радиодевиационные работы выполняются на тех же площадках (кругах), на которых выполняются девиационные работы, и по возможности совмещаются с ними. Девиационные площадки (круги) должны исследоваться в магнитном отношении не реже одного раза в 2 года, а также после проведения строительных и ремонтных работ ближе 50м от границы девиационной площадки (круга). Размеры девиационной площадки должны обеспечить разворот самолёта с помощью тягача на 360°.

            Контрольная проверка правильности компенсации девиации может также выполняться в специально выделенных местах на ВПП или рулёжной дорожке, где вариация магнитного склонения не превышает 0,5°. Установка самолёта на требуемые курсы может осуществляться также путём руления при работающих двигателях, если размеры площадки допускают развороты самолёта данного типа.

             Данные всех измерений, вычислений и установок при радиодевиационных работах записываются в соответствующие графы протокола радиодевиационных работ (приложение).

            2. Радиодевиационные работы заключаются в определении и компенсации установочной ошибки направленной антенны, а также в определении и компенсации с помощью лекального устройства радиодевиации на 24 измеренных радиокомпасом углах радиостанции (ОРК), кратных 15°.  Определение радиодевиации осуществляется пеленгацией радиостанций, удалённых от самолёта на 50-150км, или по приводной радиостанции аэродрома, если она находится от девиационной площадки на расстоянии, превышающем длину её волны не менее чем в три раза.

            3. Перед выполнением радиодевиационных работ специалистами по РЭО осуществляется проверка автоматического радиокомпаса (АРК) согласно инструкции по его эксплуатации, регулировочные винты лекального устройства компенсатора радиодевиации устанавливаются в нейтральное положение.

            4. Для пеленгации выбираются две-три наземные радиостанции, работающие в диапазоне средних волн, и точки их расположения наносятся на карту масштаба 1 : 1 000 000 или крупнее. При выборе радиостанций необходимо по возможности учитывать следующие требования:

- радиостанции должны располагаться в пределах того же листа карты, что и аэродром;

- разность пеленгов любых двух радиостанций не должна быть кратной 15°.

            На ту же карту наносится центр девиационной площадки; полученная точка соединяется прямыми линиями с точками расположения выбранных радиостанций и с помощью навигационного транспортира измеряются истинные пеленги (ИПР) всех радиостанций относительно девиационной площадки; значения ИПР округляются до 0,5°.

            По измеренным истинным пеленгам и магнитному склонению Δм девиационной площадки, также округлённому до 0,5°, вычисляются магнитные пеленги (МПР) тех же радиостанций:

МПРi = ИПРi - Δм.

            Значения магнитных пеленгов радиостанций округляются до целых градусов.

            5. Для определения и компенсации установочной ошибки самолёт устанавливается на магнитный курс, равный магнитному пеленгу одной из выбранных радиостанций, путём пеленгации ориентира при курсовом угле КУО = МПО – МПР или при фиктивном курсовом угле КУО' = 360° - МПР.

             Если предусматривается пеленгация приводной радиостанции аэродрома, то самолёт устанавливается так, чтобы курсовой угол антенны приводной радиостанции был равен нулю. Курсовой угол антенны приводной радиостанции может измеряться с помощью установленного на самолёте теодолита (девиационного пеленгатора), бомбардировочного прицела.

             АРК настраивается на частоту работы выбранной радиостанции и переводится в режим измерения курсовых углов. Ослабляется крепление направленной антенны АРК, и её корпус разворачивается до тех пор, пока показания основного указателя курсовых углов в кабине членов экипажа не станут равными нулю, после чего корпус направленной антенны закрепляется.

              6. Радиодевиация при совмещении радиодевиационных работ с девиационными определяется на каждом компасном курсе, кратном 15°, а при автономном выполнении работ – на 24 курсах, при которых курсовые углы одной из радиостанций будут кратными 15°.

               На каждом курсе АРК поочерёдно настраивается на частоты всех выбранных радиостанций и с основного указателя снимаются и записываются значения ОРКi для каждой радиостанции.

               После выполнения этих работ на 24 курсах для каждого измеренного ОРК вычисляются                   КУРi = МПРi – МКi                 и радиодевиация        Δрi = КУРi – ОРКi.

               Полученные значения Δр наносятся в виде точек на бланки графиков радиодевиации по КУР и по ОРК и осредняются плавными кривыми (рис. 30).

 Рис.30. Графики радиодевиации по КУР и по ОРК.

             При нанесении таких кривых следует учитывать, что осевые линии графиков они должны пересекать вблизи значений КУР и ОРК, равных 0, 90, 180, 270°, экстремальные точки графика по КУР должны быть вблизи 45, 135, 225 и 315°, а графика по ОРК смещаться к 0 и 180° на величину максимального абсолютного значения Δр. Линии графиков не должны иметь резких изгибов между экстремальными значениями.

 7. Из графика по ОРК выписываются с округлением до 1° значения Δр для всех ОРК, кратных 15°.

 Значения Δр на всех ОРК делятся на примерно равные части с таким расчетом, чтобы наибольшее их значение не превышало 4°; указатель компенсации радиодевиации последовательно устанавливается на все ОРК, кратные 15°, и вращением соответствующих регулировочных винтов лекального устройства за каждый цикл вводится часть радиодевиации. После последнего цикла вращения регулировочных вынтов необходимо провернуть компенсатор радиодевиации на несколько оборотов для выравнивания ленты лекального устройства, после чего при необходимости уточнить введённые значения Δр на всех ОРК, кратных 15°.

             8. Для проверки правильности компенсации радиодевиации самолёт устанавливается на каждый из 24 курсов и показания основного указателя курсовых углов сравниваются с фактическим  КУРi = МПРi  - МКi.  Если разность между этими значениями не превышает 2°, следует считать радиодевиационные работы законченными, а составленные ранее графики радиодевиации по КУР и ОРК – типовыми для самолётов данной модели и серии.

             На остальных самолётах этой модели и серии радиодевиация компенсируется по данным типовых графиков.

             При большой разности необходимо проверить правильность составления графиков и компенсации радиодевиации и при необходимости уточнить графики радиодевиации вначале по КУР, а затем по ОРК, после чего произвести докомпенсацию радиодевиации на величину смещения графика по ОРК, доводя на каждом ОРК, кратном 15°, показания компенсатора радиодевиации до значения, соответствующего уточнённому графику.

              Для дублирующих указателей курсовых углов составляются графики остаточной радиодевиации. Её величина не должна превышать 2-3°.

Выполнение контрольных проверок правильности компенсации радиодевиации

              Контрольные проверки правильности компенсации радиодевиации выполняются в каждом полёте путём сличения показаний основного указателя курсовых углов (КУРизм) с такими же углами (КУРрасч), рассчитанными по результатам пеленгации самолёта с помощью системы РСБН или автоматического радиопеленгатора (АРП):

КУРрасч = ИПС ± 180° - ИК' = «Прибой» - МК'

             При расчёте курсовых углов необходимо измеренный на самолёте курс приводить к направлению истинного меридиана наземной станции РСБН или магнитного меридиана наземного радиопеленгатора. Для проверки радиокомпаса по РСБН необходимо использовать ДПРМ и РСБН такого аэродрома, пеленг на который близок к посадочному курсу одного из направлений посадки.

             При каждом заходе на посадку выполняется проверка правильности компенсации установочной ошибки направленной антенны АРК путём сравнения показаний указателя КУР с фактическими курсовыми углами ДПРМ и БПРМ, измеряемыми с помощью прицелов или глазомерно.

             Если разность измеренных и расчетных курсовых углов при КУР≈0 не превышает ± 2°, а на остальных КУР ± 3°, следует считать, что грубых ошибок в компенсации радиодевиации нет. При больших разностях делается вывод о необходимости проверки правильности компенсации радиодевиации на земле.

             При каждой проверке правильности компенсации радиодевиации на земле определяется и при необходимости компенсируется установочная ошибка направленной антенны АРК по методике, изложенной в п. 5.

             Если экипажем самолёта при полётах обнаружены погрешности показаний КУР, превышающие установленные допуски, то на земле производится полная проверка правильности компенсации радиодевиации по методике, изложенноё в п. 8. И при необходимости выполняются радиодевиационные работы в полном объёме.

              О выполненных работах и их результатах, делается запись в ЖПС и в формуляры (части 1,4)

Приложение

Рис. 31.

Рис. 32.

 

Рис. 33.

Рис. 34.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz