Яндекс.Метрика

САМОЛЕТНЫЙ ОТВЕТЧИК СОМ-64

Общие сведения:

Самолетный ответчик СОМ-64 служит для обеспечения активного режима работы радиолокационных станций диспетчерского контроля. Он предназначен для автоматической передачи на землю информации о номере самолета, его местонахождении и высоте полета.

Ответчик работает с отечественными вторичными радиолокаторами (ВРЛ) системы управления воздушным движением (УВД), а также с зарубежными ATS  RBS в соответствии с требованиями ICAO (только при комплектации СОМ-64 для полетов по международным авиалиниям). Самолетный ответчик совместно с ВРЛ аэродромов повышает эффективность регулирования воздушного движения и обеспечивает:

- увеличение дальности действия наземных радиолокаторов;

- исключение помех от метеофакторов и местных предметов на индикаторах наземных РЛС;

- автоматическое опознавание самолетов;

- передачу с борта самолета различных сигналов ("АВАРИЯ", "ЗНАК", сигнал при потере радиосвязи).

Для получения данных о высоте полета ответчик связан с электромеханическим высотомером УВИД-30-15К, данные с потенциометрического датчика которого используются для формирования сигнала высоты.

Принцип работы самолетного ответчика заключается в приеме кодированных запросных сигналов наземных ВРЛ, автоматической дешифрации их, формировании ответных посылок и излучении кодированных ответных сигналов, содержащих информацию о номере самолета и высоте полета.

Самолетный ответчик СОМ-64 может работать с отечественными радиолокаторами старых выпусков (режим "РСП"), радиолокаторами УВД, посадочными РЛС (режим - "УВД") и зарубежными ВРЛ системы ATS  RBS (режим "RBS ").

ПРИМЕЧАНИЕ. В варианте установки самолетного ответчика СОМ-64ГА режим работы с посадочными радиолокаторами отсутствует.

Основные ТТД:

                                     На авиалиниях РФ                   На международных

                         с диспетчерским      с посадочным               авиалиниях

                                  РЛС                        РЛС

Частота работы, МГц:

- приемника……..837,5+2,5 …………9370+10………………...1030

- передатчика…..730, 740, 750……730, 740, 750……………...1090

                                 1090                         1090

Чувствительность

приемника, дБ/Вт…84 ………………... 62 ……………....……104+9

Полоса пропускания, МГц……………..…5………………….…5………………………5

Мощность передатчика, кВт…………….…0,2-1………………..0,2-1……….…………..0,2-1

Объем передаваемой информации:

- номеров самолета до 100000………....-……………….....….до 4096

- высоты, м………до 15000 …………...-……………........….до 15000

                             (через 10м)                                         (через 100 футов)

Состав и размещение

В состав самолетного ответчика СОМ-64, входят:

- блок СО-63 на амортраме  -  в хвостовом отсеке у левого борта, между шпангоутами № 42-43 (фото 178.);

- шифратор кодов IСАО на амортраме, два контрольных разъема "КОНТРОЛЬ СОМ-64" (9Ш1 и 9Ш2)  -  в хвостовом отсеке у правого борта, между шпангоутами № 42-43 (фото 178.);

- пульт управления СО-63, пульт управления IСАО  -  на дополнительной панели верхнего щитка летчиков (фото 179.);

- приставка бланкирования, выносной видеоусилитель (ВВУ) на амортраме  -  в нише у левого борта, между шпангоутами № 1-2;

- две антенны АВ-015  - на левом и правом бортах фюзеляжа, между шпангоутами № 1 и 1а;

- антенна АЗ-019  -  в верхней части киля, между нервюрами № 11-12;

- антенна АМ-001  - снизу фюзеляжа, между шпангоутами № 21-22;

Кроме указанного, совместно с ответчиком работает барометрический электромеханический высотомер УВИД-30-15К, состоящий из указателя и усилителя.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. При установке самолетного ответчика в варианте СОМ-64ГА в комплекте

отсутствуют антенны АВ-015 и выносной видеоусилитель, вводится приставка контроля.

2. При установке самолетного ответчика для полетов по внутренним авиалиниям в комплекте отсутствуют пульт управления IСАО и шифратор кодов IСАО.

Фото 178.

 

НАЗНАЧЕНИЕ БЛОКОВ:

Блок СО-63 состоит из отдельных функционально связанных блоков: приемопередатчика (ПП-01М), шифратора (Ш-01), блока фильтров и преобразователя высоты (ПВ-01) (фото 178).

Приемопередатчик предназначен для приема и усиления принятых сигналов наземных радиолокаторов, формирования по длительности, генерирования и усиления по мощности кодированных ответных посылок.

Шифратор служит для декодирования запросных и формирования ответных посылок при работе с ВРЛ на внутрисоюзных авиалиниях.

Блок фильтров обеспечивает разделение сигналов, поступающих с антенн АВ-019 и АМ-001 на соответствующие входы приемника, и распределение сигналов передатчика между этими антеннами.

Преобразователь высоты осуществляет преобразование относительного сопротивления датчика указателя высоты УВИД-30-15К, пропорционального текущему значению высоты, в двоично-циклический код при полетах на внутренних авиалиниях.

Шифратор кодов ICAO (ШК ИКАО) (фото 178) для декодирования запросных кодов и формирования ответных сигналов, содержащих информацию о номере самолета и высоте его полета при работе с радиолокаторами системы ATS  RBS, а также для преобразования относительного сопротивления датчика указателя высоты УВИД-30-15К, пропорционального текущему значению высоты, в двоично-циклический код, для чего в состав шифратора кодов в виде отдельного узла входит преобразователь высоты.

Пульт управления СО-63 (фото 179) служит для включения ответчика и управления при полетах на внутренних авиалиниях. На пульте управления СО-63 расположены:

- выключатель «СО-63» для включения ответчика;

- переключатель «РСП-УВД- RBS-023» для выбора режима работы;

- кнопка "ЗНАК" - для передачи сигнала индивидуального опознавания самолета при запросе с земли по радиосвязи;

- кнопка и лампа "КОНТР." - для проверки ответчика в режиме встроенного контроля;

- переключатель «ВОЛНА. 1-2-3-5» - для переключения рабочей частоты передатчика (в варианте СОМ-64ГА - отсутствует);

- выключатель "АВАРИЯ" (под предохранительным колпаком) - для передачи сигнала бедствия при аварийной ситуации на самолете.

Пульт управления ICAO (фото 179) предназначен для управления ответчиком при полетах на международных трассах. Пульт работает только при установке переключателя режимов на пульте управления СО-63 в положение "RBS".

На пульте расположены:

- переключатель "А - В - С - ГОТОВ.", где положения "А", "В" используются для передачи кодов индивидуального опознавания на запрос кодом "А" или "В", положение "С" – для передачи информации о высоте, положение "ГОТОВ" - для работы ответчика в режиме горячего резервирования (передатчик не работает);

Фото 179.

 

- четыре переключателя "НАБОР НОМЕРА", каждый на восемь положений (0-1-2-3-4-5-6-7) - для набора кода индивидуального опознавания;

- выключатель "МЧ" (малая чувствительность) - для уменьшения чувствительности приемника ответчика при полетах в районе с большой плотностью вторичных РЛС.

Органы управления ответчиком, размещенные на пульте управления СО-63, выключатель «СО-63», кнопка и лампа "КОНТР.", кнопка - "ЗНАК" - общие как для работы по системам УВД РФ, так и на международных авиалиниях.

Выносной видеоусилитель предназначен для сложения и усиления сигналов посадочных радиолокаторов, поступающих от антенн АВ-015.

Приставка бланкирования служит для сложения, ограничения и изменения полярности импульсов бланкирования от изделия "020М".

Разъемы "КОНТРОЛЬ СОМ-64" служат для подключения контрольно-проверочной аппаратуры при проверках параметров блока СО-63 (разъем "9Ш2") и шифратора кодов IСАО (разъем "9Ш1") на самолете. В нерабочем положении разъемы закрыты заглушками.

Антенна АВ-015 служит для приема высокочастотных сигналов посадочных РЛС 3-сантиметрового диапазона (I диапазон).

Антенна АЗ-019 служит для приема запросных и передачи ответных сигналов Ш диапазона с горизонтальной поляризацией при работе в режимах "РСП" и "УВД".

Антенна АМ-001 служит для приема и передачи сигналов Ш диапазона с вертикальной поляризацией при полетах по международным авиалиниям (режим " RBS").

 

Электропитание

Электропитание самолетного ответчика осуществляется от бортовой сети постоянного тока напряжением 27 В и переменного тока напряжением 115 В, 400 Гц. Фидеры электропитания подключены к основным шинам (щита АЗС) и панели переменного тока 115/36 В.

Для защиты электросетей от перегрузок и коротких замыканий в цепи постоянного тока на щите АЗС установлен автомат зашиты с трафаретом "СО", а в цепи переменного тока на панели 115/36 В -плавкий предохранитель с трафаретом "СО".

Потребляемая мощность составляет:

- по сети 27В - 50 Вт;

- по сети 115В,-400 Гц - 150 ВА.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz