АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС АРК-УД
НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ АРК-УД предназначен для привода поисковых самолетов на радиомаяки непрерывного и импульсного излучения с целью осуществления поиска и обнаружения самолетов и экипажей, подлежащих поиску, и снабженных УКВ и ДЦВ радиомаяками. Радиокомпас обеспечивает: - круговое автоматическое курсоуказание и привод самолета на УКВ и ДЦВ радиомаяки (здесь и далее под словом «радиомаяк» нужно понимать и радиостанции УКВ и ДЦВ диапазонов, работающие на привод как радиомаяки), работающие с кварцевой стабилизацией частоты в режиме непрерывного излучения высокочастотных сигналов, модулированных с частотой 300— 2000 Гц или немодулированных с тональными позывными или в импульсном режиме с длительностью импульса 40 мкс и частотой следования 300 Гц; - четкую отметку момента пролета радиомаяка путем изменения показаний индикатора курса на 180°; - слуховое опознавание летчиком (штурманом) поискового самолета сигналов радиомаяка, на который осуществляется привод. Принцип действия радиокомпаса АРК-УД аналогичен принципу действия средневолнового радиокомпаса АРК-11, за исключением некоторых особенностей, связанных с наличием двух независимых каналов: канала обнаружения и канала привода. Оба канала имеют раздельные антенные системы, свои приемные устройства, обеспечиваются устройством поиска и автоподстройки частоты. Канал обнаружения обеспечивает поиск, обнаружение и прослушивание позывных, а канал привода служит для непрерывного автоматического пеленгования прослушиваемого сигнала. В радиокомпасе АРК-УД осуществляется индикация работающих маяков на соответствующие сигнальные лампы и имеется система встроенного контроля, обеспечивающая оперативную проверку работоспособности при предполетной проверке и проверке радиокомпаса в воздухе. Радиокомпас работает с наземными радиомаяками на шести каналах ультракоротковолнового поддиапазона и на одном канале дециметрового поддиапазона в следующих режимах; «ШП» — работа в широкой полосе частот по сигналам непрерывного излучения; «УП» — работа в узкой полосе частот по сигналам непрерывного излучения; «И» — работа по сигналам радиомаяков, работающих в импульсном режиме. Принцип работы системы встроенного контроля основан на вырабатывании специальным генератором сигнала, имитирующего наземный радиомаяк. При нажатии кнопки «Контр.» контрольный сигнал генератора встроенного контроля поступает на измерительную линию, размещенную в антенном блоке и радиокомпас должен работать так же, как и от наземного радиомаяка. Проверка производится на четвертом канале УКВ поддиапазона (121,5 МГц) и на первом канале ДЦВ поддиапазона (243 МГц) во всех режимах («УП», «ШП», «И»). Прослушивание позывных сигналов радиомаяков осуществляется летчиками и штурманом, для чего телефонный выход радиокомпаса подключен на клеммы спецсигнала абонентских аппаратов СПУ-7 этих членов экипажа через выключатели «Прослушивание. АРК-УД — Откл.» (у штурмана) и «Прослушивание. АРК-УД – РСБН» (на средней панели верхнего щитка летчиков). В положении «АРК-УД» этого выключателя, независимо от положения органов управления на абонентском аппарате, будет прослушиваться телефонный выход канала обнаружения радиокомпаса АРК-УД. Фото 78.
Индикация курса (и момента пролета) ведется у летчиков на стрелки № 2 указателей УПДБ-2 (из комплекта АРК-11). Для осуществления необходимой коммутации стрелок указателей УПДБ-2 для левого и правого летчиков установлены переключатели «Индикация АРК-11 №2-АРК-УД» (фото 78). У штурмана индикация ведется на прибор БСУП-2 без дополнительной коммутации. Электропитание радиокомпаса АРК-УД осуществляется от основных шин бортсети постоянного тока напряжением 27В, сети переменного тока напряжением 115 В, 400 Гц и сети переменного трехфазного тока напряжением 36 В, 400 Гц (фазы А и С). Электропитание постоянным током производится через автомат защиты сети АЗС-2 («АРК-УД»), установленный на верхнем щитке штурмана, переменным током 115 и 36В, 400 Гц — через плавкие предохранители СП-2, установленные на панели 115/36 В. Основные ТТД: номера каналов 1 2 3 4 5 6 - рабочие частоты: МГц-УКВ 114,166 114,333 114,583 121,5 123,1 124,1 ДЦВ 243.0 -дальность действия при полете на радиостанцию Р-855УМ при Н=3000м и нахождении этой радиостанции на высоте 1,5м над землей, км УКВ….........не хуже 100; ДЦВ ………не хуже 75; - погрешность пеленга на нулевом курсе при гориз. полете, град....не более 3; - точность выхода на радиостанцию Р-855УМ при Н=1000м, м …± 200; - питание ………………………27 В, 115 В 400 Гц, 36 В 400 Гц; В комплект АРК-УД входят: - пульт управления - размещен на приборной доске штурмана (фото 88); - приемопеленгаторное устройство, состоящее из блока приемного устройства (блок БПУ АРК-УД) и блока пеленгатора (блок БП), а также генератор встроенного контроля (ГВК) и распределительная коробка (КР) - размещены на этажерке между шп. 9-10 справа (фото 79,80); Фото 79.
Фото 80.
- антенный блок, антенный усилитель (УА) — размещены в нижней части фюзеляжа между шп. 12-13 в плоскости симметрии самолета (фото 81-83); Фото 81 Фото 82.
![]()
Фото 83. - ненаправленная антенна для канала поиска и обнаружения (фото84,85)- размещена в нижней части фюзеляжа между шп. 3—4 справа (если самолет оборудован радиостанциями Р-863), либо на фюзеляже снизу, в районе шп. 18-19 (если самолет оборудован радиостанциями типа Р-832М и Р-802В); Фото 84. Фото 85. - указатель КУР типа БСУП-2 - размещен на приборной доске штурмана. В качестве указателей курса летчиков АРК-УД используются указатели УПДБ-2 (фото 86) (АРК-11, стрелка №2). Фото 86. Фото 87. - механический переходный блок 6С2.399.021 (фото 87) (под столом штурмана); Кроме того: - клеммные колодки и коммутирующая аппаратура (выключатели и переключатели). Антенна АШС-УД используется только для приемника канала обнаружения, механический переходный блок 6С2.399.021 служит для согласования датчика антенного блока с сельсинами-приемниками указателей курса УПДБ-2 и БСУП-2. Коммутирующие переключатели обеспечивают коммутацию цепей индикации между радиокомпасом АРК-11 № 2 и АРК-УД и подключение телефонного выхода к клемме спецсигнала для прослушивания позывных. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ Фото 88. Пульт управления АРК-УД На передней панели пульта управления размещены (фото 88): * переключатель режимов работы на пять положений: ВЫКЛ., УП, ШП, И, РПК - предназначен для включения и выбора режима работы: * УП - для узкополосного приема сигналов маяков непрерывного излучения; * ШП - для широкополосного приема сигналов маяков непрерывного излучения; * И - для приема сигналов маяков импульсного излучения; * РПК (радиополукомпас) - для индикации стороны расположения радиостанции относительно продольной оси самолета – этот режим на самолете не задействован; * переключатель ЧУВСТВ. Б - М - для изменения чувствительности приемника при пеленгации; - переключатель КАНАЛЫ - для установки частоты нужного канала в УКВ и ДЦВ диапазонах; - переключатель диапазонов УКВ - ДЦВ; - регулятор громкости - для изменения уровня выходного сигнала на телефонном выходе; - кнопка КОНТРОЛЬ - для проверки работоспособности аппаратуры на земле и в полете с помощью ГВК; - кнопки АНТ. Л - П - для контроля работоспособности аппаратуры (отклонения рамочной антенны влево - вправо). ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ Для проверки АРК-УД необходимо включить АЗС АРК-УД на приборной доске штурмана. Работоспособность АРК-УД проверяется встроенным контролем от генератора встроенного контроля (ГВК) на аварийных частотах. Для проверки в MB диапазоне необходимо: - установить переключатель УКВ - ДЦВ на пульте управления в положение УКВ; - переключатель КАНАЛЫ установить в положение 4; - переключатель режимов работы установить в положение ШП; -установить переключатель ИНДИКАЦИЯ И ПРОСЛУШ. АРК-11 №2, РСБН - АРК-УД на верхнем щитке летчиков в положение АРК-УД, а переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 в положение РК-2; - нажать кнопку АНТ. Л (или АНТ. П ) на пульте управления АРК-УД и установить стрелку указателя КУР на 30° (или 330°), после чего отпустить кнопку; - нажать кнопку КОНТР, на пульте управления АРК-УД и удерживать ее в таком положении 10-15 с. При этом стрелка указателя курса должна автоматически установиться на 180° с точностью + 10°, лампы сигнализаторов УП и ШП на пульте управления АРК-УД должны загореться и в телефонах должен прослушиваться сигнал высокого тона частотой 1000 Гц; - установить нужную громкость сигнала регулятором громкости на пульте управления АРК-УД; - установить переключатель режимов работы в положение УП и выполнить аналогичную проверку в данном режиме; - установить переключатель режимов работы в положение И и выполнить проверку, описанную выше. При этом стрелка указателя курса должна установиться в положение 180°, должна загореться лампа сигнализатора И, а в телефонах должен прослушиваться сигнал низкого тона частотой 300 Гц. При проверке АРК-УД в режиме И возможно свечение лампы сигнализатора УП. Для проверки АРК-УД в ДМВ диапазоне: - установить переключатель диапазонов на пульте управления в положение ДЦВ; - установить переключатель КАНАЛЫ в положение 1; - проверить работоспособность АРК-УД в режимах ШП, УП, И указанным выше методом. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ После выхода в район поиска и включения АРК-УД штурман обязан: - установить на пульте управления переключатель режимов работы в положение ШП, переключатель диапазонов и переключатель КАНАЛЫ - на частоту работающего маяка, регулятор громкости - в положение максимальной громкости; - установить переключатель ПРОСЛУШ. АРК-УД - АРК-11 №2, РСБН на верхнем щитке штурмана в положение АРК-УД, переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ - в положение РК-2; - при появлении в телефонах позывных сигналов маяка отрегулировать громкость и убедиться, что принимается требуемый сигнал по загоранию соответствующей лампы - сигнализатора. При приеме сигнала маяка непрерывного излучения должны загореться лампы - сигнализаторы УП и ШП, при приеме сигнала импульсного маяка должна загореться лампа-сигнализатор И. При наличии помех возможно свечение сигнализаторов И, УП, ШП. В режиме дежурного приема при обнаружении сигнала должна загореться соответствующая лампа - сигнализатор. После обнаружения маяка: - установить переключатель режимов работы в положение, соответствующее горящей лампочке - сигнализатору (УП, ШП, И); - установить переключатель ЧУВСТВ. Б - М в положение Б, при этом стрелка указателя БСУП-2 должна, установиться в положение пеленга; - нажимая кнопку АНТ. Л или АНТ. П, отвести стрелку указателя курса влево или вправо от положения пеленга и убедиться, что стрелка возвращается в прежнее положение. Командир экипажа (помощник к. э.) при входе самолета в зону действия маяка обязан: - установить переключатель ИНДИКАЦИЯ И ПРОСЛ. АРК-11 №2, РСБН - АРК-УД на верхнем щитке летчиков в положение АРК-УД; - установить переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 в положение РК-2; - пилотировать самолет в режиме УП, удерживая стрелку №2 указателя УПДБ-2 на нулевом делении. По мере увеличения громкости сигнала перейти на режим ШП, для чего дать указание штурману установить переключатель режимов работы на пульте управления в положение ШП. Момент пролета местонахождения маяка определяется поворотом стрелки на указателях КУР на 180°. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Включать радиокомпас при работе двигателей на режиме земного малого газа ЗАПРЕЩАЕТСЯ. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. При работе радиостанций Р-863 №1 и №2 на передачу приемник АРК-УД автоматически отключается от антенны. 2. Применять АРК-УД для определения фактического направления на радиостанцию на КУР, отличных от 0°, не рекомендуется. 3. В связи с совпадением рабочих частот передатчиков радиостанций Р-863 и приемника АРК-УД при их одновременной работе во время ведения поисковых работ возможно увеличение уровня помех на выходе АРК-УД и уходы стрелок указателей АРК-УД от положения КУР. Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА) |
|
© Oleg-Tulin |