Яндекс.Метрика

РАДИОВЫСОТОМЕР МАЛЫХ ВЫСОТ PB-4

НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ

РВ-4 предназначен для измерения истинной высоты полета само­лета над пролетаемой поверхностью от 0 до 1500м незави­симо от метеоусловий и характера земной поверх­ности и сигнализации экипажу о сни­жении самолета до опасной высоты.

Радиовысотомер обеспечивает непрерывный автоматический замер и визуальную индикацию вы­соты, выдачу сигнала звуковой (через СПУ – в виде напряжения переменного тока частотой 400 Гц, длительность сигнала 4-8с - регулируется.) и све­товой сигнализации «опасной» высоты.

Правильность работы основных блоков и узлов радиовысотомера непрерывно автоматически про­веряется схемой надежности. При слишком слабом сигнале на входе радиовысотомера или воздействии на радиовысотомер недопустимо сильных помех, при неисправности его основных блоков и узлов прекращается выдача сигнала надежности, а пока­зания указателя высоты «запоминаются» — остают­ся такими же, какими они были в момент прекра­щения выдачи сигнала надежности (включается ре­жим памяти).

Прекращение выдачи сигнала надежности сигна­лизируется световым сигналом на фланце указате­ля высоты.

Время сохранения показаний высоты в режиме памяти определяется настройкой реле задержки. По истечении этого времени реле отключает схему памяти, и стрелка указателя высоты устанавливает­ся в нулевое положение.

Радиовысотомер имеет полуавтоматический ре­жим контроля за общей работоспособностью, управление которым осуществляется кнопкой «Кон­троль», установленной на левой панели приборной доски, рядом с указателем высоты. 

 

Основные ТТД:

- Диапазон измеряемых высот, м -………………………0-1500;

- Погрешность измерения высоты, м - на высотах от 0 до 25м - …±1;

                 на высотах более 25м -……±4% от высоты;

- Погрешность сигнализации опасной высоты, м –

на высотах от 0 до 20м - …±2;

на высотах более 20м -……±10% от высоты;

- Диапазон частот передатчика, МГц - ……………1940 - 2060;

- Частота основной модуляции, Гц…………………175±8;

- Диапазон установки опасной высоты, м -…………0 - 1500;

- Диапазон установки заданной высоты, м - …………20-1500;

- Мощность передатчика, Вт - …………………………0,3 – 1,2;

- Питание - ………………………………………27В, 115В 400 Гц.

В комплект РВ-4 входят:

- Приемопередатчик ПП-4А - размещен на радиоэтажерке шп. 9 - 10 у левого борта (фото 97). На переднюю панель приемопередатчика выведены:

  • потенциометры калибровки радиовысотомера,
  • потенциометры регулировки длительности и громкости сигнала опасной высоты,
  • ВЧ и НЧ разъемы,
  • контрольные точки,
  • предохранители по цепям питания 115В 400Гц и 27В;

Фото 97.

 

- Сигнальные табло ВЫСОТА - на левой и правой панелях ППД;

- Линия задержки ЛЗ-4А - под полом между шп. 12 - 13 у правого борта – представляет собой бухту кабеля, помещенную в овалообразный кожух (фото 98);

- Приемная антенна (АР11-4А) - в нижней части фюзеляжа между шп. 11- 12 в плоскости симметрии самолета;

- Передающая антенна (АР11-4А) - там же, шп. 14-15 (фото 99,100);

Фото 98.

 

Фото 99.

 

 

- Указатель высоты УВ-4А, выключатель ВЫКЛ. РВ, переключа­тель ГОРЫ - РАВНИНА, кнопка КОНТРОЛЬ РВ - на левой панели ППД (фото 101,103);

- Баросигнализатор СВУ-12-1А  (фото 102) - под столом штурмана шп. 6. (в комплект не входит)             

Фото 100.

 

Фото 101.

Фото 102. 

Фото 103.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

- выключатель ВЫКЛ. РВ - для включения питания радиовысото­мера;

- переключатель ГОРЫ - РАВНИНА - для выбора режима рабо­ты;

- кнопка КОНТРОЛЬ РВ - для проверки работоспособности РВ встроенным контролем;

- табло ВЫСОТА - сигнализирует о снижении самолета до опас­ной высоты, установленной на УВ-4А ручкой УСТ. ВЫСОТЫ;

- ручка УСТ. ВЫСОТ, на УВ-4А (фото 103) - для установки задан­ной и опасной высоты одновременно;

- сигнальная лампа красного цвета на УВ-4А - для сигнализации неисправности высотомера. Погасание ее свидетельствует, что РВ го­тов к работе;

- два треугольных индекса на шкале УВ-4А - красный - для уста­новки значения опасной высоты, черный с прорезью - устанавливает значение заданной высоты.

Принцип работы

Радиовысотомер представляет собой радиолокационную станцию непрерывного излучения с частотной модуляцией, работающую в диапазоне дециметровых волн.

Принцип работы радиовысотомера основан на свойстве радио­волн распространяться в воздухе с постоянной скоростью и отра­жаться от земной поверхности. Высота полета определяется путем измерения времени, за которое радиоволны проходят расстояние от самолета до земли и после отражения — обратно. При этом используется метод частотной модуляции, который состоит в сле­дующем.

В радиовысотомере имеются передатчик с частотной модуля­цией излучаемых колебаний, приемник амплитудно модулиро­ванных колебаний и система измерения частоты.

Передатчик непрерывно создает колебания, частота которых все время плавно изменяется: увеличивается, затем уменьшается, опять увеличивается и т. д.

Высокочастотный (ВЧ) сигнал, генерируемый передатчиком, излучается по направлению к земле передающей антенной и одновременно подается на амплитудный детектор прием­ника (прямой сигнал).  Часть падающей на земную поверхность высокочастотной энергии отражается от земли, принимается приемной антенной и тоже поступает в приемник на вход амплитудного детектора.

Так как частота излучаемого ВЧ сигнала непрерывно меняется (модулируется), а между моментом излучения ВЧ сигнала и моментом приема отраженного сигнала проходит время tн, необходимое для распространения радиоволны до земли и обратно, то между излучаемым и принятым  в данный момент времени сигналами появляется различие по частоте. В приемнике радиовысотомера выделяется напряжение, частота которого равна разности частот излучаемого и отраженного от земли ВЧ сигналов (напряжение биений). Частота FБ напряжения биений, лежащая                     

Рис. 17.

в диапазоне низких частот, прямо пропорциональна измеряемой высоте. Если средняя скорость изменения частоты передатчика постоянна, частота биений служит мерой высоты. Такой режим измерения высоты и используется в радиовысотомере для высот от нуля до 50 метров.

На высотах от 50 до 1500м. средняя скорость изменения частоты передатчика, ввиду изменения полосы модуляции, не постоянна, а изменяется в соответствии с измеряемой высотой так, что постоянной величиной является частота биений. При этом мерой высоты является уже средняя скорость изменения частоты передатчика, которая, при постоянстве частоты биений, обратно пропорциональна измеряемой высоте.

 

Тракт контроля радиовысотомера и цепи выключения его от баросигнализатора

В радиовысотомере предусмотрена  возможность полу­автоматической проверки его общей работоспособности перед полетом, в полете и после полета. Для этих целей предназначены элементы блока контроля и звуковой сигнализации (БКЗС – субблок в приемопередатчике), линия задержки и антенные переключатели.

При помощи блока контроля и звуковой сигнализации и антенных переключателей высокочас­тотная энергия коммутируется из антенны в линию задержки.

Излучение высокочастотной энергии прекращается, и радиовысотомер нагружается на линию задержки.

При исправности всех блоков и узлов радиовысотомер должен отмечать высоту, соответству­ющую задержке, создаваемой бухтой кабеля линии задержки с учетом остаточной высоты, на которую откалиброван радиовысотомер, и длины соединительных кабелей от антенн до линии задержки. Высота, которую должен отмечать радиовысотомер при проверке его общей рабо­тоспособности, указывается на специальном шильдике, помещенном вблизи указателя высоты либо в паспорте.

Перевод радиовысотомера в режим "КОНТРОЛЬ" осуществляется с помощью кнопки «Контроль»

При работе радиовысотомера на линию задержки сигнальная лампа в кабине самолета загора­ется, при работе на антенны - гаснет.

В радиовысотомере предусмотрены цепи выключения его при полете самолета за пределами рабочего диапазона радиовысотомера. Для этой цели используется  внешний сигнал в виде напряжения +27 В, подаваемый в радиовысотомер на высотах 2 - 3км от баросигнализатора.  Этот сигнал снимает питание с высоковольтных цепей радиовысотомера, цепи накала при этом не отключаются. Благодаря этому, быстро восстанавливается работоспособность радиовысотомера при снятии внешнего сигнала напряжением +27В, происходящем при сниже­нии самолета до высоты 2,5 - 3км.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

1. Включить АЗС РВ на щите АЗС радиста;

2. Установить ручкой УСТ. ВЫСОТЫ индекс опасной высоты на отметку 20м;

3. Установить переключатель ГОРЫ - РАВНИНА в положение, со­ответствующее заданию на полет;

4. Включить выключатель ВЫКЛ. РВ на ЛППД, при этом загорает­ся красная сигнальная лампа. Через 1 - 2 мин стрелка УВ-4А устано­вится в положение 0 ± 1м, красная лампа гаснет, загорается табло ВЫСОТА, и в телефонах будет прослушиваться звуковой сигнал про­должительностью 3 – 8с;

5. Нажать кнопку КОНТРОЛЬ РВ и удерживать ее в нажатом положении 10-15с, при этом РВ отработает заданную контрольную вы­соту, табло ВЫСОТА погаснет;

6. Отпустить кнопку, при этом стрелка УВ-4А установится на ну­левую отметку, сработает звуковая и световая сигнализация опасной высоты при прохождении стрелкой отметки 20м.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ

Включить РВ-4, после чего установить ручкой УСТ. ВЫСОТЫ на указателе УВ-4А заданную высоту для данного аэродрома.

После набора высоты 2500м барореле СВУ-12-1А автоматически выключает РВ, а после снижения ниже 2500м автоматически включа­ет его, если переключатель ГОРЫ - РАВНИНА установлен в положе­ние РАВНИНА. При установке переключателя ГОРЫ - РАВНИНА в положение ГОРЫ барореле отключается, и радиовысотомер работает при полетах над вы­сокогорной местностью. В этом случае при полетах на высотах более 2500м на фланце указателя УВ-4А может загораться красная лампа.

 Интенсивность ее света можно регулировать поворотом колпачка держателя лампочки. При использовании радиовысотомера во время ночных поле­тов   необходимо   включать красный подсвет   шкалы указателя.

Установить при снижении ручкой УСТ. ВЫСОТЫ на УВ-4А вы­соту на 100м ниже высоты круга аэродрома.

В диапазоне высот от 0 до 50м значение опасной высоты всегда на 20м меньше значения заданной высоты, в диапазоне от 50 до 1500м значение опасной высоты примерно на 30% меньше значения задан­ной высоты.

Установить после четвертого разворота высоту, соответствующую высоте принятия решения (ВПР).

При снижении самолета до высоты, равной установленной на УВ-4А, выдаются звуковой (4 - 8 с) и световой (табло ВЫСОТА) сигналы.

При отказе РВ на высотах ниже 2500м горит красная лампа на фланце УВ-4А.

Необходимо помнить, что погрешность измерения высоты при горизонтальном полете, а также при углах крена и тангажа до 15° остается в пределах, заданных в тактико-технических требо­ваниях, при увеличении углов крена и тангажа до 30° погреш­ность измерения высоты может увеличиться вдвое. При увеличении углов крена и тангажа более 30° показаниями радиовысото­мера пользоваться не рекомендуется.

В полете можно при неисправности индикаторной лампочки красного цвета на указателе высоты, сигнальной лампочки (сиг­нал «опасной» высоты), лампочки «РВ контроль», лампочки «РВ вкл.» и лампочек подсвета шкалы указателя высоты заменить их. Если радиовысотомер не включается, заменить предохранители на приемопередатчике.

Все другие неисправности радиовысотомера устраняются в ус­ловиях аэродрома.

 

ВНИМАНИЕ!!!

Категорически запрещается включение радиовысотомера без подключения к приемопередатчику антенн или линии задержки во избежание выхода из строя генераторной лампы передат­чика.

Категорически запрещается покраска (подкраска) обтекате­лей антенн в процессе их эксплуатации.

Запрещается пребывание в поле излучения передающей ан­тенны.

Перед проверкой радиовысотомера убедиться в том, что ав­топилот отключен от радиовысотомера.

Параметры радиовысотомера проверять не ранее чем через 5 мин после его включения, кроме проверок по пунктам, где вре­мя прогрева радиовысотомера специально оговорено.

При проверках радиовысотомера в поле излучения антенн не должно быть посторонних предметов.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz