РАДИОВЫСОТОМЕР МАЛЫХ ВЫСОТ PB-4 НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ РВ-4 предназначен для измерения истинной высоты полета самолета над пролетаемой поверхностью от 0 до 1500м независимо от метеоусловий и характера земной поверхности и сигнализации экипажу о снижении самолета до опасной высоты. Радиовысотомер обеспечивает непрерывный автоматический замер и визуальную индикацию высоты, выдачу сигнала звуковой (через СПУ – в виде напряжения переменного тока частотой 400 Гц, длительность сигнала 4-8с - регулируется.) и световой сигнализации «опасной» высоты. Правильность работы основных блоков и узлов радиовысотомера непрерывно автоматически проверяется схемой надежности. При слишком слабом сигнале на входе радиовысотомера или воздействии на радиовысотомер недопустимо сильных помех, при неисправности его основных блоков и узлов прекращается выдача сигнала надежности, а показания указателя высоты «запоминаются» — остаются такими же, какими они были в момент прекращения выдачи сигнала надежности (включается режим памяти). Прекращение выдачи сигнала надежности сигнализируется световым сигналом на фланце указателя высоты. Время сохранения показаний высоты в режиме памяти определяется настройкой реле задержки. По истечении этого времени реле отключает схему памяти, и стрелка указателя высоты устанавливается в нулевое положение. Радиовысотомер имеет полуавтоматический режим контроля за общей работоспособностью, управление которым осуществляется кнопкой «Контроль», установленной на левой панели приборной доски, рядом с указателем высоты.
Основные ТТД: - Диапазон измеряемых высот, м -………………………0-1500; - Погрешность измерения высоты, м - на высотах от 0 до 25м - …±1; на высотах более 25м -……±4% от высоты; - Погрешность сигнализации опасной высоты, м – на высотах от 0 до 20м - …±2; на высотах более 20м -……±10% от высоты; - Диапазон частот передатчика, МГц - ……………1940 - 2060; - Частота основной модуляции, Гц…………………175±8; - Диапазон установки опасной высоты, м -…………0 - 1500; - Диапазон установки заданной высоты, м - …………20-1500; - Мощность передатчика, Вт - …………………………0,3 – 1,2; - Питание - ………………………………………27В, 115В 400 Гц. В комплект РВ-4 входят: - Приемопередатчик ПП-4А - размещен на радиоэтажерке шп. 9 - 10 у левого борта (фото 97). На переднюю панель приемопередатчика выведены:
Фото 97.
- Сигнальные табло ВЫСОТА - на левой и правой панелях ППД; - Линия задержки ЛЗ-4А - под полом между шп. 12 - 13 у правого борта – представляет собой бухту кабеля, помещенную в овалообразный кожух (фото 98); - Приемная антенна (АР11-4А) - в нижней части фюзеляжа между шп. 11- 12 в плоскости симметрии самолета; - Передающая антенна (АР11-4А) - там же, шп. 14-15 (фото 99,100); Фото 98.
Фото 99.
- Указатель высоты УВ-4А, выключатель ВЫКЛ. РВ, переключатель ГОРЫ - РАВНИНА, кнопка КОНТРОЛЬ РВ - на левой панели ППД (фото 101,103); - Баросигнализатор СВУ-12-1А (фото 102) - под столом штурмана шп. 6. (в комплект не входит) Фото 100.
Фото 101.
Фото 102.
Фото 103.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ - выключатель ВЫКЛ. РВ - для включения питания радиовысотомера; - переключатель ГОРЫ - РАВНИНА - для выбора режима работы; - кнопка КОНТРОЛЬ РВ - для проверки работоспособности РВ встроенным контролем; - табло ВЫСОТА - сигнализирует о снижении самолета до опасной высоты, установленной на УВ-4А ручкой УСТ. ВЫСОТЫ; - ручка УСТ. ВЫСОТ, на УВ-4А (фото 103) - для установки заданной и опасной высоты одновременно; - сигнальная лампа красного цвета на УВ-4А - для сигнализации неисправности высотомера. Погасание ее свидетельствует, что РВ готов к работе; - два треугольных индекса на шкале УВ-4А - красный - для установки значения опасной высоты, черный с прорезью - устанавливает значение заданной высоты. Принцип работы Радиовысотомер представляет собой радиолокационную станцию непрерывного излучения с частотной модуляцией, работающую в диапазоне дециметровых волн. Принцип работы радиовысотомера основан на свойстве радиоволн распространяться в воздухе с постоянной скоростью и отражаться от земной поверхности. Высота полета определяется путем измерения времени, за которое радиоволны проходят расстояние от самолета до земли и после отражения — обратно. При этом используется метод частотной модуляции, который состоит в следующем. В радиовысотомере имеются передатчик с частотной модуляцией излучаемых колебаний, приемник амплитудно модулированных колебаний и система измерения частоты. Передатчик непрерывно создает колебания, частота которых все время плавно изменяется: увеличивается, затем уменьшается, опять увеличивается и т. д. Высокочастотный (ВЧ) сигнал, генерируемый передатчиком, излучается по направлению к земле передающей антенной и одновременно подается на амплитудный детектор приемника (прямой сигнал). Часть падающей на земную поверхность высокочастотной энергии отражается от земли, принимается приемной антенной и тоже поступает в приемник на вход амплитудного детектора. Так как частота излучаемого ВЧ сигнала непрерывно меняется (модулируется), а между моментом излучения ВЧ сигнала и моментом приема отраженного сигнала проходит время tн, необходимое для распространения радиоволны до земли и обратно, то между излучаемым и принятым в данный момент времени сигналами появляется различие по частоте. В приемнике радиовысотомера выделяется напряжение, частота которого равна разности частот излучаемого и отраженного от земли ВЧ сигналов (напряжение биений). Частота FБ напряжения биений, лежащая Рис. 17.
в диапазоне низких частот, прямо пропорциональна измеряемой высоте. Если средняя скорость изменения частоты передатчика постоянна, частота биений служит мерой высоты. Такой режим измерения высоты и используется в радиовысотомере для высот от нуля до 50 метров. На высотах от 50 до 1500м. средняя скорость изменения частоты передатчика, ввиду изменения полосы модуляции, не постоянна, а изменяется в соответствии с измеряемой высотой так, что постоянной величиной является частота биений. При этом мерой высоты является уже средняя скорость изменения частоты передатчика, которая, при постоянстве частоты биений, обратно пропорциональна измеряемой высоте.
Тракт контроля радиовысотомера и цепи выключения его от баросигнализатора В радиовысотомере предусмотрена возможность полуавтоматической проверки его общей работоспособности перед полетом, в полете и после полета. Для этих целей предназначены элементы блока контроля и звуковой сигнализации (БКЗС – субблок в приемопередатчике), линия задержки и антенные переключатели. При помощи блока контроля и звуковой сигнализации и антенных переключателей высокочастотная энергия коммутируется из антенны в линию задержки. Излучение высокочастотной энергии прекращается, и радиовысотомер нагружается на линию задержки. При исправности всех блоков и узлов радиовысотомер должен отмечать высоту, соответствующую задержке, создаваемой бухтой кабеля линии задержки с учетом остаточной высоты, на которую откалиброван радиовысотомер, и длины соединительных кабелей от антенн до линии задержки. Высота, которую должен отмечать радиовысотомер при проверке его общей работоспособности, указывается на специальном шильдике, помещенном вблизи указателя высоты либо в паспорте. Перевод радиовысотомера в режим "КОНТРОЛЬ" осуществляется с помощью кнопки «Контроль» При работе радиовысотомера на линию задержки сигнальная лампа в кабине самолета загорается, при работе на антенны - гаснет. В радиовысотомере предусмотрены цепи выключения его при полете самолета за пределами рабочего диапазона радиовысотомера. Для этой цели используется внешний сигнал в виде напряжения +27 В, подаваемый в радиовысотомер на высотах 2 - 3км от баросигнализатора. Этот сигнал снимает питание с высоковольтных цепей радиовысотомера, цепи накала при этом не отключаются. Благодаря этому, быстро восстанавливается работоспособность радиовысотомера при снятии внешнего сигнала напряжением +27В, происходящем при снижении самолета до высоты 2,5 - 3км. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ 1. Включить АЗС РВ на щите АЗС радиста; 2. Установить ручкой УСТ. ВЫСОТЫ индекс опасной высоты на отметку 20м; 3. Установить переключатель ГОРЫ - РАВНИНА в положение, соответствующее заданию на полет; 4. Включить выключатель ВЫКЛ. РВ на ЛППД, при этом загорается красная сигнальная лампа. Через 1 - 2 мин стрелка УВ-4А установится в положение 0 ± 1м, красная лампа гаснет, загорается табло ВЫСОТА, и в телефонах будет прослушиваться звуковой сигнал продолжительностью 3 – 8с; 5. Нажать кнопку КОНТРОЛЬ РВ и удерживать ее в нажатом положении 10-15с, при этом РВ отработает заданную контрольную высоту, табло ВЫСОТА погаснет; 6. Отпустить кнопку, при этом стрелка УВ-4А установится на нулевую отметку, сработает звуковая и световая сигнализация опасной высоты при прохождении стрелкой отметки 20м.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ Включить РВ-4, после чего установить ручкой УСТ. ВЫСОТЫ на указателе УВ-4А заданную высоту для данного аэродрома. После набора высоты 2500м барореле СВУ-12-1А автоматически выключает РВ, а после снижения ниже 2500м автоматически включает его, если переключатель ГОРЫ - РАВНИНА установлен в положение РАВНИНА. При установке переключателя ГОРЫ - РАВНИНА в положение ГОРЫ барореле отключается, и радиовысотомер работает при полетах над высокогорной местностью. В этом случае при полетах на высотах более 2500м на фланце указателя УВ-4А может загораться красная лампа. Интенсивность ее света можно регулировать поворотом колпачка держателя лампочки. При использовании радиовысотомера во время ночных полетов необходимо включать красный подсвет шкалы указателя. Установить при снижении ручкой УСТ. ВЫСОТЫ на УВ-4А высоту на 100м ниже высоты круга аэродрома. В диапазоне высот от 0 до 50м значение опасной высоты всегда на 20м меньше значения заданной высоты, в диапазоне от 50 до 1500м значение опасной высоты примерно на 30% меньше значения заданной высоты. Установить после четвертого разворота высоту, соответствующую высоте принятия решения (ВПР). При снижении самолета до высоты, равной установленной на УВ-4А, выдаются звуковой (4 - 8 с) и световой (табло ВЫСОТА) сигналы. При отказе РВ на высотах ниже 2500м горит красная лампа на фланце УВ-4А. Необходимо помнить, что погрешность измерения высоты при горизонтальном полете, а также при углах крена и тангажа до 15° остается в пределах, заданных в тактико-технических требованиях, при увеличении углов крена и тангажа до 30° погрешность измерения высоты может увеличиться вдвое. При увеличении углов крена и тангажа более 30° показаниями радиовысотомера пользоваться не рекомендуется. В полете можно при неисправности индикаторной лампочки красного цвета на указателе высоты, сигнальной лампочки (сигнал «опасной» высоты), лампочки «РВ контроль», лампочки «РВ вкл.» и лампочек подсвета шкалы указателя высоты заменить их. Если радиовысотомер не включается, заменить предохранители на приемопередатчике. Все другие неисправности радиовысотомера устраняются в условиях аэродрома.
ВНИМАНИЕ!!! Категорически запрещается включение радиовысотомера без подключения к приемопередатчику антенн или линии задержки во избежание выхода из строя генераторной лампы передатчика. Категорически запрещается покраска (подкраска) обтекателей антенн в процессе их эксплуатации. Запрещается пребывание в поле излучения передающей антенны. Перед проверкой радиовысотомера убедиться в том, что автопилот отключен от радиовысотомера. Параметры радиовысотомера проверять не ранее чем через 5 мин после его включения, кроме проверок по пунктам, где время прогрева радиовысотомера специально оговорено. При проверках радиовысотомера в поле излучения антенн не должно быть посторонних предметов. Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА) |
|
© Oleg-Tulin |