Яндекс.Метрика

 СВЯЗНАЯ КВ и СВ РАДИОСТАНЦИЯ  

НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ

В состав связной радиостанции входят:

- коротковолновый радиопередатчик Р-836;

- средневолновый радиопередатчик СВБ-5;

- радиоприемник УС-8К.

Радиостанция предназначена для двусторонней телефонно-телеграфной связи экипажа с наземными командными пунктами и между самолетами в воздухе. Передача и прием сигналов радиостанции производятся через самолетное переговорное устройство, при этом переключатель радиостанций на абонентском аппарате СПУ-7 должен находиться в положении КР, при использовании радиопередатчика СВБ-5 — в положении СР. 

Радиопередатчик Р-836

ТТХ:

Диапазон частот. Диапазон частот радиопередатчика 1,5—24 МГц.

Частоты радиопередатчика устанавливаются по градуировочным таблицам в инструкции по настройке (индивидуальная для радиопередатчика, находится на рабочем месте воздушного радиста). Частоты радиопередатчика даны в градуировочных таблицах:

в диапазоне 1,5 – 3 Мгц    – через 1 кгц;

в диапазоне     3– 6 Мгц    – через 2 кгц;

в диапазоне    6 – 12 Мгц  – через 4 кгц;

в диапазоне   12 – 24 Мгц – через 8 кгц;

Все промежуточные частоты определяются методом интерполяции.

Стабильность параметров передатчика обеспечена герметизацией и термостатированием элементов, определяющих его частоту. В передатчике предусмотрена автоматическая дистанционная перестройка в полете на любую из 18 заранее настроенных и зафиксированных частот. Время перестройки с одной частоты на другую не превышает 20 с.

Передатчик допускает длительную работу в течение 24ч по циклу: 5 мин — передача, 10 мин - прием и непрерывная работа в течение 30 мин в режиме настройки.

Мощность излучения радиопередатчика 100—250 Вт — в телеграфном и 60 Вт — в телефонном режимах.

При работе в режиме ТЛГ используется телеграфный ключ из комплекта средневолнового блока СВБ-5. Микрофонные и пусковые цепи радиопередатчика подсоединены к СПУ-7. При работе радиопередатчика загорается светосигнальное табло «Раб. ПРД.-Кв-СВ» на средней приборной доске пилотов и приборной доске штурмана;

Управление передатчиком производится дистанционно с пульта радиста или летчика, а настройка — непосредственно с передней панели.

В передатчике предусмотрены следующие виды контроля:

слуховой контроль за своей работой;

контроль за питающими напряжениями и токами ламп передатчика;

контроль за частотой с помощью кварцевого калибратора.

Передатчик работает на тросовую антенну.

В комплект радиопередатчика входят:

передатчик Р-836, состоящий из блоков: Б1 (возбудитель), Б2 (антенный контур выходного каскада), БЗ (блок питания, коммутации и модулятора), Б4 (ламповый блок), Б5 (блок выпрямителей); пульт радиста — блок Б6; пульт летчика — блок Б7; блок фильтров — блок Б11 (коробка фильтров); микрофон; кварцевый калибратор — блок Б8 (на самолет не устанавливается); три лампы сигнализации.

Фото 29. Пульт летчика (Б7).               Фото 30.  Пульт радиста (Б6).   Фото 31. Передатчик Р-836.

 Блоки передатчика размещены следующим образом:

передатчик Р-836, блок фильтров, пульт радиста и микрофон — у рабочего места радиста на шпангоуте 7, справа по борту; пульт пилота (блок Б7) — на вертикальной панели правого пульта летчиков.

Электропитание осуществляется от сети переменного тока 115 В, 400 Гц и сети постоянного тока 27В.

Мощность, потребляемая радиопередатчиком:

по сети переменного тока 115В — не более 1500 В-А;

по сети постоянного тока 27В — не более 400 Вт.                                 

Контроль питающих напряжений и токов ламп производится по при­бору ИПЗ-1, расположенному на передней панели блока Б3 радиопередатчика, при установке переключателя режимов работ В3-2 «НАСТР.— ДИСТ.» в поло­жение «НАСТР.».

При установке переключателя контроля В3-1 «контроль токов» в одно из положений, контролируются следую­щие цепи:  

Фото 32. Блок Б3.

 

 «~ 6,3»  — переменное напряжение 6,3в  400 гц;

  «А»     — Анодный ток лампы ГК-71 (Л4-1, Л4-2);

«+ 150» — стабилизированное напряжение  +150в

                   лампы автогенератора;

«+230» — напряжение +230в ламп возбудителя и модулятора;

 «УС»   — напряжение смещения на управляющих

                  сетках ламп ГК-71 (Л4-1, Л4-2);

 «КВ»   — катодный ток лампы 6П1П-ЕВ (Л1-7)

                 оконечно­го усилителя-возбудителя;

 «ЭС»  — напряжение на экранных сетках ламп ГК-71

                 (Л4-1, Л4-2);

 «+6,3» — стабилизированное напряжение  +6,3в

                  накала лампы автогенератора;

 «+27»  — напряжение бортсетн +27в;

 «-160» — напряжение смещения  -160в

                  на защитных сетках ламп (Л4-1, Л4-2).

Величины показания прибора ИП3-1 при соответствующих положениях переключателя В3-1 приводятся в инструкции по настройке индивидуально для каждого радиопередатчика.

При номинальном значении напряжений бортсети показания прибора при настроенном радиопередатчике должны лежать в пределах 1,0 деления в положениях «~ 6,3», «+ 150», «+230», «УС»,  «КВ», «ЭС», «+6,3», «+27», «-160». В ту или другую сторону от значений, указанных в таблице.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАСТРОЙКИ

Ручки настройки радиопередатчика расположены на пе­редней лицевой панели блоков Б1 и Б2 и имеют буквенные обозначения: «А», «Б», «В», «Г», «Д» и «Е» (фото 33).

В центре этих ручек имеются стопорные винты для закреп­ления ручек при настройке радиопередатчика на фиксирован­ные частоты. Ручки управления («НАСТР.—ДИСТ.», «КА­НАЛЫ», «контроль токов») расположены на передней панели блока БЗ. Ручки дистанционного управления (выбор рода ра­бот, выбор номера канала, регулятор самоконтроля и т. д.) расположены на блоках Б6 и Б7. Кроме ручек настройки и управления, на передней панели блока БЗ расположены: гнез­до «ВМ» для вставления штеккера внешней модуляции, измерительный прибор ИПЗ-1, сигнальные лампочки барозащиты «Б» и термостата «Т». На левой боковой стенке блока Б2 рас­положены: антенный изолятор, входной штуцер и предохра­нительный клапан системы наддува блока. С левой лицевой стороны блока Б2 расположен изолятор с клеммой для при­соединения входа   приемника.

С левой боковой стороны рамы радиопередатчика распо­ложены штепсельные разъемы для соединения с бортсетью, пультами управления, антенно-коммутирующим устройством и приемником.

П р и м е ч а н и е: на штепсельный разъем ШЗ-6 блока БЗ навертывается  заглушка  ШЗ-7.

Без заглушки ШЗ-7 радиопередатчик включать запре­щено!

На передней панели блока Б4 установлена колодка для подключения кабеля кварцевого калибратора Б8.

Назначение ручек настройки и управления

Ручка «А» вращает ротор конденсатора переменной ем­кости и предназначена для точной установки по таблице за­данной частоты возбудителя. Лимб ручки имеет шкалу на 200 делений с отсчетом по нониусу.

Ручка  «Б» управляет пере­ключателями поддиапозонов рабочих частот возбудителя. Лимб ручки имеет четыре шкалы (по 8 делений каждая) с отметками от 1 до 32.

Ручка «В» вращает ротор блока конденсатора переменной емкости настройки контуров возбудителя. Лимб ручки имеет две шкалы с отметками от 0 до 47 и от 50 до 97.

Ручка «Г» вращает ротор конденсатора переменной емко­сти регулировки связи антенного контура с лампами выходного каскада радиопередатчика.

  Фото 33. ручки настройки блоков Б1, Б2.

  Лимб ручки «Г» имеет две шкалы с отметками от 0 до 10 и от 20 до 30. При установке ручки «Г» на отметки 20—30 в антенный  контур  включается   дополнительный   конденсатор.

Ручка «Д» управляет комбинированным переключателем, изменяющим ступенями емкости антенного контура и пере­ключающим схему этого же контура. Ручка имеет 12 поло­жений.

Ручка «Е» осуществляет плавное изменение индуктивно­сти вариометра настройки антенного контура. Лимб ручки имеет две шкалы с отметками от 0 до 10 и от 20 до 30. При установке ручки на отметки 0—10 обмотки вариометра вклю­чены параллельно, при установке ручки на отметки 20—30 обмотки вариометра включены последовательно.

Примечание: при установке ручки «Д» в нерабо­чее положение (не по риске), а также при переходе ручек «Г» и «Е» с одной шкалы на другую, что соответствует секторам лимбов между делениями 0—20, 10—30 для руч­ки «Г» и 0—30, 10—20 для ручки «Е», на лампы выходного каскада возбуждение не подается.Эти секторы ручек «Г» и «Е» являются нерабочими уча­стками шкал и установка ручек в них не разрешается.

Ручка «НАСТР.—ДИСТ.» управляет переключателем, да­ющим возможность осуществлять управление радиопередат­чиком.

Ручка «КАНАЛЫ» (на передней панели радиопередатчика и блоках Б6 и Б7) осуществляет выбор одной из ранее за­фиксированных частот.

Ручка «переключателя контроля токов» управляет пере­ключателем, подключающим прибор ИПЗ-1 к одной из кон­тролируемых цепей радиопередатчика.

Ручка «ОПЕРАТОР-1—2» (на блоке Б7) дает возмож­ность осуществлять управление радиопередатчиком, исполь­зуя ручки на блоке Б7. Управление с блока Б6 снимается при установке переключателя на блоке Б7 в положение «ОПЕРА­ТОР - 1».

Ручка «ПРМ. СИМПЛ—ТЛГ—ТЛФ» (блок Б6) управ­ляет переключателем, осуществляющим следующие функции:

положение «ПРМ. СИМПЛ» выключает анодное питание всех ламп радиопередатчика. При этом производится сим­плексный прием на приемник радиостанции;

положение «ТЛГ» (телеграф) — радиопередатчик перево­дится на телеграфную работу полудуплексом для передачи телеграфных сигналов ключом;

положение «ТЛФ» (телефон) — радиопередатчик перево­дится на телефонную работу полудуплексом для передачи через  микрофон  или ларингофон.

Ручками «САМОКОНТРОЛЬ», расположенными на бло­ках Б6 и Б7, регулируется напряжение, подаваемое на теле­фоны оператора для слухового контроля своей работы.

Кнопка «ВЗЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ», расположенная на блоке Б6, предназначена для взятия управления операторами при работе с двумя блоками Б6.

Передатчик СВБ-5

Передатчик СВБ-5 используется при полетах в условиях высоких широт, когда связь на коротких волнах затруднена. Передатчик имеет плавный диапазон частот от 350 до 500 кГц. Управление радиопередатчиком — дистанционное. Пульт управления радиопередатчика СВБ-5, установленный на самолете, доработан для обеспечения совместной работы с передатчиком Р-836 в телеграфном режиме. Цикл работы передатчика: 5 мин — передача, 10 мин — перерыв.

В комплект радиопередатчика входят:

- пульт управления;  - блок средних волн СВБ-5; - термоамперметр;

– гальванометр; - антенный элемент; - силовой элемент;

Фото 34. Блок средних волн.

 Блоки изделия СВБ-5 размещены в следующих местах:

блок средних волн (фото 34) — на этажерке у шпангоута 7, по правому борту;

пульт управления (фото 35) — на столе радиста;

антенный элемент — между шпангоутами 6—7 в верхней части фюзеляжа, на правом борту;

силовой элемент СВБ-5 — на полу у стенки шпангоута 7, по правому борту.

Передатчик питается только от сети постоянного тока напряжением 27В, – выключатель питания (АЗР-30).

Мощность, потребляемая передатчиком,— 800 Вт.

Фото 35.

 

Фото 36. Силовой элемент (РУК-300Б)


Радиоприемник УС-8К

 Самолетный радиоприемник УС-8К предназначен для приема телеграфных и телефонных сигналов. Он представляет собой  семнадцатиламповый супергетеродинный приемник, имеющий коротковолновый диапазон частот от 2,1 до 20 МГц и один средневолновый диапазон 230—500 кГц.

Радиоприемник УС-8К работает совместно с передатчиком Р-836 или СВБ-5 на одну общую антенну. Коммутация антенны на прием и передачу производятся в манипуляционных реле соответствующего передатчика. В режиме «Передача» антенный вход приемника замыкается на корпус.

Блоки размещены следующим образом

Приемник (фото 37) – под столом радиста; Пульт радиста (фото 38) – на стенке шпангоута 7; пульт летчика — на вертикальной панели правого пульта летчиков; переключатель пультов и блок питания — на полу между шпангоутами 5—7 у правого борта.

Управление радиоприемником — электродистанционное с пульта управления радиста или правого летчика. Прослушивание сигналов осуществляется через СПУ-7. Переключатель радиостанций на абонентском аппарате СПУ должен быть в положении КР или СР (в зависимости от используемого передатчика).

В комплект радиоприемника УС-8К входят:

1 - пульт управления правого летчика;

2 - переключатель пультов;

3 - приемник;

4 - блок питания, 5 - пульт управления радиста;

– автомат защиты сети АЗС-2; – плавкий предохранитель на 5А;

Фото 37.   Приемник.

Электропитание радиоприемника происходит от сети переменного тока напряжением 115В, 400 Гц и сети постоянного тока напряжением 27 В.

Мощность, потребляемая приемником УС-8К:

от сети постоянного тока — 10 Вт;

кратковременное потребление от сети постоянного тока (при переключении диапазонов) — 180 Вт;

от сети переменного тока — 140 В-А.

Фото 38. Пульт управления.

Антенно-фидерная система связной станции и ее коммутация

 Работа передатчиков Р-836, СВБ-5 и приемника УС-8К производится на общую тросовую антенну, которая состоит из луча и снижения, изготовленных из провода ПАБ-4, и оттяжек из авиационного троса. Антенная система подвешивается между стойкой, установленной в районе шпангоутов 6—7 справа, и килем. Подключение снижения антенны к антенному вводу передатчика производится через контактную шпильку изолятора ФИП-45, установленного справа по борту в верхней части фюзеляжа, в районе шпангоутов 6—7.  Коммутация антенны к соответствующему передатчику производится с помощью следующих элементов:

два реле РС-1 (Р1, Р2), установленных в коробке антенных реле;

два реле ТКЕ52ПД (РЗ, Р4) и одно ТКЕ53ПД (Р5), установленных на панели 7.

Кроме того, в этой схеме используются реле Р6, Р7, Р8 и манипуляционные реле, установленные в радиопередатчиках Р-836 и СВБ-5.

В режиме «Прием», если питание на передатчики не подается, самолетная антенна подключается к антенной клемме приемника одновременно с включением УС-8К через контакты реле Р1 и клемму А передатчика Р-836, замкнутую на Аn его манипуляционным реле. Цепь питания реле Р1 обеспечивается нормально замкнутыми контактами обесточенных реле РЗ, Р4 и Р8. Если включить питание на передатчик Р-836, изменится только цепь питания реле Р1; в этом случае питание на реле Р1 подается через контакты 3—2 и 6—5 реле РЗ. Включение питания на передатчик СВБ-5 не изменит схему подключения антенны к приемнику.

В режиме «Передача» предусматривается: подключение антенны именно к тому передатчику, где обеспечивается схема запуска;

подсоединение к корпусу антенного входа и отключение питания экранных сеток радиоламп приемника;

световая сигнализация о работе любого из передатчиков на рабочих местах штурмана и летчиков для предупреждения о возможных помехах в работе радиокомпаса при работе на передачу одного из передатчиков. При включении переключателя ПРМ—ПРД на пульте управления СВБ-5 в положение ПРД или нажатии кнопки «Радио» на рабочем месте одного из членов экипажа (переключатель СПУ в положении СР) обеспечивается цепь питания реле Р5, проходящая через нормально замкнутые контакты обесточенных реле Р7 и Р6 в пультах управления Р-836.

Контакты 8—9 реле Р5 обеспечивают изменение полярности сигнала запуска передатчика СВБ-5 и включают его на передачу. Если реле Р5 сработает, то своими контактами 8—9 обеспечит питание реле Р8, которое через контакты 2—3 подаст питание на реле Р4 и Р2. Реле Р4 сработает, его контакты 4 и 5 разомкнутся и обесточат цепь питания обмотки антенного реле Р1. Контакты антенного реле Р2 подключат антенну к антенному элементу. Одновременно через контакты 2—3 и 5—6 реле Р5 подключается к цепям передатчика СВБ-5 цепь питания сигнальных ламп «Работает ПРД-КВ-СВ».

    При включении Р-836 на передачу подается питание на пульт управления (Б-6 или Б-7), срабатывает реле Р7 или Р6 от кнопки запуска «Радио» (переключатель СПУ в положении КР) и разрывается цепь запуска передатчика СВБ-5 (реле Р5 обесточится). При этом реле Р4, Р8 и антенное реле Р2 обесточатся, а реле Р1 окажется под током через нормально замкнутые контакты 4—5 и 1—2 реле Р4 и Р8.

Таким образом, антенна подключится к передатчику Р-836. Питание сигнальных ламп в этом случае обеспечивается от сети +27 В передатчика Р-836 через контакты 4—5 и /—2 реле Р5 и контакты манипуляционного реле этого передатчика.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ

Управление работой, настройка передатчика и при­емника осуществляются бортрадистом. Выбор канала работы передатчика, и настройка приемника обеспечи­ваются с пультов управления помощника командира экипажа. Включать передатчик в телефонном режиме на передачу и прослушивать приемник можно также с рабочих мест командира экипажа и штурмана (только прослушивание) при установке на абонентском аппара­те СПУ переключателя радиосвязей в положение КР, переключателя СПУ — РАДИО в положение РАДИО. Передатчик и приемник работают на жесткую антен­ну длиной 16,1 м.

Включение и эксплуатация радиостанции

Для включения радиостанции бортовому радисту не­обходимо:

—   включить АЗР НЕОН на приборной доске радис­та и АЗС КВ ПРИЕМНИК на щитке АЗС;

—   установить переключатель ПРМ СИМПЛ — ТЛГ — ТЛФ на пульте управления передатчиком Р-836 у радиста в положение ТФЛ или ТЛГ в зависимости от выбранного режима;

—   установить на пульте необходимый для работы канал передатчика;

—   установить переключатель рода работы на або­нентском аппарате СПУ в положение КР, а переклю­чатель СПУ—РАДИО в положение РАДИО;

—   установить переключатель на пульте управления радиоприемником УС-8К в любое положение, кроме ВЫКЛ.;

—   настроить  приемник на  заданную частоту;

—   вести передачу, нажав тангенту РАДИО или те­леграфный ключ;

—   установить необходимую громкость прослушива­ния регулятором САМОКОНТРОЛЬ.

Для ведения связи помощнику командира экипажа необходимо:

—   установить на пульте управления Р-836 переклю­чатель ОПЕРАТОР 1—2 в положение 1, при этом лам­па ВКЛ. на пульте управления Р-836 радиста будет гореть вполнакала, а на пульте управления Р-836 по­мощника командира экипажа полным накалом;

—   установить переключатель радиосвязей на або­нентском аппарате СПУ в положение КР, а переключа­тель СПУ — РАДИО в положение РАДИО;

—   нажать кнопку переключателя пультов радиопри­емника УС-8К и настроить приемник на нужную час­тоту;

—   установить на пульте управления Р-836 необхо­димый для работы канал;

—   для ведения передачи нажать кнопку РАДИО на штурвале.

Для ведения связи командиру экипажа необходимо:

—   установить переключатель на абонентском аппа­рате СПУ в положение КР, переключатель СПУ — РА­ДИО в положение РАДИО;

—   для ведения передачи нажать кнопку РАДИО на штурвале.

Управление передатчиком СВБ-5 дистанционное с пульта на столе радиста. Питание включается от АЗР СВБ-5 на рабочем месте радиста. Настройка радиопе­редатчика Р-836 и блока СВБ-5 производится согласно инструкции, прилагаемой к каждой станции.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При работе радиопере­датчиков Р-836 и СВБ-5 в режиме «Передача» воз­можно их влияние    на радиостанции    диапазонов МВ, МВ-ДМВ.

На блоках радиостанции установлены предохранители:

в радиопередатчике Р-836 — 6 шт.

в пульте управления радиоприемника УС-8К — 2 шт.

в средневолновом блоке СВБ-5 — 4 шт.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz