Яндекс.Метрика

РАДИОВЫСОТОМЕР РВ-5М

  

  Радиовысотомер РВ-5 предназначен для непрерывного автоматического измерения истинной высоты полета самолета в любых метеоусловиях днем и ночью и выдачи экипажу:

- визуальных данных о текущей высоте на стрелочный прибор;

- звукового и светового сигналов о пролете самолета заранее установленной летчиком заданной высоты;

- светового сигнала об отказе радиовысотомера.

Радиовысотомер обеспечивает:

- возможность проверки исправности в режиме встроенного контроля;

- автоматическое отключение электропитания при полете за пределами диапазона измеряемых высот и автоматическое включение электропитания радиовысотомера при снижении до этой высоты.

Все данные выдаются с заданной точностью только при горизонтальном полете самолета и при углах крена и тангажа не более 15°.

 

Основные характеристики РВ-5М

Диапазон измеряемых высот -………………………0 - 750м;

Погрешность измерения высоты по указателю:

на высотах от 0 до 10м -…………………………….±0,8м;

на высотах от 10 до 750м -…………………………….±8 %;

Погрешность сигнализации заданной высоты относи­тельно показаний указателя:

на высотах от 2 до 10м -……………………………±0,5м;

на высотах от10 до 750м -…………………………±5%;

Среднее значение рабочей частоты -………………4300 МГц;

Выходная мощность передатчика -………………не менее 0,4 Вт;

Время непрерывной работы -………………………до 6 ч;

Потребляемый ток:

от сети напряжения 115В, частотой 400 Гц -………0,6А;

от сети постоянного тока напряжением 27В -………0,4А.

 

Радиовысотомер работает по принципу измерения времени запаздывания отраженного от земли сигнала относительно прямого при постоянной скорости распространения электромагнитных колебаний. Излучаемые передающей антенной частотно-модулированные (ЧМ) колебания СВЧ отражаются от земной поверхности, принимаются приемной антенной и поступают на балансный смеситель (отраженный сигнал). Одновременно на балансный смеситель подаются колебания от генератора передатчика (прямой сигнал) при их излучении к земле. Путъ отраженного сигнала зависит от высоты полета по линейному закону и значительно превышает путь прямого сигнала. За время, прошедшее с момента излучения к земле ЧМ сигнала, частота которого изменяется по пилообразному закону, до момента прихода отраженного сигнала частота генератора изменится. Поэтому на балансном смесителе будут два сигнала различной частоты. Напряжение разностной частоты, пропорциональное высоте полета, преобразуется, фильтруется, ограничивается по амплитуде и поступает на счетчик. На выходе счетчика образуется напряжение, также пропорциональное высоте полета, которое усиливается и поступает на указатель высоты. Для преобразования данных о высоте полета в угол поворота стрелки указателя применяется потенциометрическая следящая система.

В приемопередатчике имеется схема выдачи звуковой и световой сигнализации заданной высоты. При снижении самолета ниже заданной высоты, величина которой задается летчиком на указателе высоты, вырабатывается сигнал +27 В, который поступает на реле времени звуковой сигнализации и в схему световой и звуковой сигнализаций.

Схема звуковой и световой сигнализаций заданной высоты обеспечивает подачу в телефоны левого летчика звукового сигнала частоты 400 Гц в течение 3-9 с и непрерывного светового сигнала на сигнальные лампы (с желтыми светофильтрами), которые находятся на фланце указателей высоты и на световых табло правого и левого летчиков, расположенных на козырьке приборной доски.

Сигнализация о работоспособности радиовысотомера осуществляется при помощи бленкера на шкале указателя. Бленкер (красная шторка) появляется при отказе радиовысотомера, а также при полете на высотах, превышающих диапазон измеряемых высот (750м), и при потере радиолокационного контакта с землей. Автоматическое отключение электропитания радиовысотомера на высотах 2500-3000м происходит за счет сигнала, поступающего от специального устройства, состоящего из реле давления, реле связи и переключателя режимов "РАДИОВЫСОТОМЕР. ГОРЫ - РАВНИНЫ".

ПРИМЕЧАНИЕ: реле давления, реле связи и переключатель режимов "РАДИОВЫСОТОМЕР. ГОРЫ - РАВНИНЫ" могут не устанавливаться.

Электропитание радиовысотомера включают при помощи вы­ключателя, установленного вместе с указателем на левой панели приборной доски пилотов.

Состав и размещение блоков радиовысотомера                                          Фото 104.

 

В состав радиовысотомера входят:

- Приемопередатчик ПП-5М, амортизацион­ная рама РА-5, контрольный разъем "КОНТРОЛЬ РВ" – на этажерке шп.9-10 по левому борту (фото 104).

- В комплект радиовысотомера входят два указателя высоты УВ-5М-3 со шкалой 0—750 м, один установлен на левой панели приборной доски летчиков, другой — на приборной доске штурмана (слева снизу) – (может не устанавливаться).

В комплекте аппаратуры РВ-5 вместо указателя УВ-5М-3 может устанавливаться указатель А-034-4-12 (фото 105). Указатели взаимозаменяемы и отличаются наличием флажкового сигнализатора (бленкера), конфигурацией и размещением ручки-сигнализатора заданной высоты.

Контроль работоспособности радиовысотомера с указателем А-034-4-12 осуществляется кнопкой

«ТЕСТ» (нижний левый угол указателя). Установка заданной высоты и световая сигнализация осуществляются ручкой-сигнализатором с индексом "Δ" (нижний правый угол указателя);

- приемная и передающая антенны (АР5-1) - нижняя часть фюзеляжа, между шп. 11-12 и 14-15;

- Реле давления ИКДРДа и реле связи "РВ-ИКДРДа" -  в кабине экипажа, по левому борту,  в районе шп.5 (в зависимости от варианта комплектации, могут не устанавливаться).

Включение радиовысотомера и управление им осуществляет командир воздушного судна при помощи выключателя электропитания «РВ—Откл» на левой приборной доске пилотов и органов управле-

ния на указателе высоты. Штурман осуществляет только контроль значений текущей высоты по указателю УВ-5М-3.

На фланце указателя высоты имеются следующие органы управления и сигнализации:

—ручка-кнопка «Контроль уст. высот» (нижний левый угол указателя) для включения радиовысотомера в режим контроля (нажатием) и для установки треугольного индекса заданной высоты сигнализации на соответствующее деление шкалы (вращением);

—светосигнализатор желтого цвета «Опасная высота» (нижний правый угол указателя) для сигнализации о снижении самолета до заданной высоты.

Установку заданной высоты осуществляет командир ВС со своего указателя УВ-5М-3; ручка-кнопка «Контроль уст. высот» указателя штурмана не задействована.

При снижении самолета до заранее заданной высоты загораются светосигнализаторы «Опасная высота» на указателях УВ-5М1 КВС и штурмана и светосигнальные табло «Высота» ("Н") на козырьках над левой и правой панелями  приборной доски пилотов и одновременно в течение 3—9 с в телефонах КВС прослушивается ЗВУКОВОЙ сигнал независимо от положения переключателей на абонентском аппарате СПУ командира ВС. Звуковой сигнал остальным членам экипажа не подается.                            

Фото 105.

Назначение блоков

Приемопередатчик ПП-5М-1 служит для генерирования и приема ЧМ колебаний, сравнения частот

прямого и отраженного сигналов, выделения разностной частоты, выработки сигнала заданной

высоты, регистрации отказа и контроля измерительных цепей.

Амортрама РА-5предназначена для уменьшения вибронагрузок, передаваемых на приемопередатчик.

Указатель высоты предназначен для визуальной индикации текущей истинной высоты полета, установки значения сигнализируемой заданной высоты, контроля измерительных цепей, световой индикации отказа радиовысотомера и световой индикации полета ниже заданной ВЫСОТЫ.

Антенны радиовысотомера АР5-1-2 (рупорные) (фото 106,107) служат для излучения но направлению к земле и приема отраженного от земли высокочастотного сигнала. Приемная и передающая антенны идентичны.

Высокочастотные кабели служат для передачи высокочастотной энергии от передатчика к передающей антенне и от приемной антенны на вход приемника (балансного смесителя).

Штепсельный разъем «КОНТРОЛЬ РВ» служит для подключения контрольно-проверочной аппаратуры КП-РВ-5 к радиовысотомеру при выполнении регламентных и ремонтных работ.

Переключатель. «РАДИОВЫСОТОМЕР. ГОРЫ – РАВНИНЫ», реле связи и реле давления, служат для автоматического включения при снижений до высоты 2500м и автоматического отключения радиовысотомера при полетах за пределами высот 2500-3000м в положении "РАВНИНЫ". И исключения режима автоматического отключения радиовысотомера при полетах над горной местностью в положении "ГОРЫ" этого переключателя, когда относительная высота может быть и более 2500м, а истинная высота (над горой) - менее 750м.

Фото 106.

Фото 107.

Проверка работоспособности радиовысотомера

Проверить в режиме встроенного контроля на земле:

— включить автомат защиты сети «РВ» на щите АЭС;

— установить выключатель электропитания «РВ—Откл» в положение «РВ».

После прогрева радиовысотомера стрелки указателей высоты должны устанавливаться в пределах нулевой риски шкалы светосигнализаторы «Опасная высота» и светосигнальные табло «Высота» должны гореть;

— вращением ручки-кнопки «Контроль уст. высот» установить индекс заданной высоты указателя командира ВС на деление шкалы 10м;

— нажать и удерживать ручку-кнопку «Контроль уст. высот» («Тест») на указателе высоты КВС, при

этом стрелки указателей высоты должны установиться в контрольном секторе шкалы (15±1,5)м, светосигнализаторы «Опасная высота» и светосигнальные табло «Высота» должны погаснуть;

— отпустить кнопку. При возвращении стрелки к нулю в момент прохождения значения высоты 10м (индекса) загорятся светосигнализаторы «Опасная высота» на обоих указателях и светосигнальные табло «Высота»  на козырьках левой и правой панелей приборной доски, а в телефонах КВС будет прослушиваться звуковой сигнал продолжительностью 3—9 с. Светосигнализаторы «Опасная высота» и светосигнальные табло «Высота»»  будут гореть непрерывно до тех пор, пока стрелка указателя будет находиться на делении шкалы, меньшем чем 10м, и погаснут только при повторном нажатии ручки-кнопки «Контроль уст. высот» или при выключении радиовысотомера;

— выключить радиовысотомер, установив выключатель «РВ—Откл» в положение «Откл».

Проверка в режиме встроенного контроля в полете выполняется аналогично проверке на земле, при этом световая и звуковая сигнализация будет срабатывать только при условии, если индекс заданной высоты установлен на деление шкалы более (15±1,5) м.

Эксплуатационные ограничения

Нормальная работа радиовысотомера обеспечивается в полете с углами крена не более ±15°.

При полетах на малых высотах над толстым снежным или ледяным покровом радиовысотомер может

давать показания с большей ошибкой. В этом случае пользоваться радиовысотомером не рекомендуется. При полетах в горных условиях пользоваться радиовысотомером не рекомендуется.

 Эксплуатация в полете

Включить радиовысотомер перед полетом и проверить его работоспособность в режиме встроенного контроля.

Установить на указателе УВ-5М1 КВС индекс заданной высоты согласно плану полета. С набором высоты стрелки указателей должны плавно перемещаться и на высоте более 750м устанавливаться за темным сектором шкалы. При снижении самолета до высоты 750м и ниже стрелки должны плавно перемещаться в соответствии с текущей полета высотой.

В момент прохождения стрелкой указателя КВС индекса заданной высоты загораются светосигнализаторы «Опасная высота» на указателях и светосигнальные табло «Высота», а в телефонах КВС прослушивается звуковой сигнал.

Если высота полета значительно превышает 750м, то вследствие потери радиолокационного контакта с землей появляется сигнал отказа радиовысотомера — бленкер на шкале указателя высоты.

Бленкер убирается при снижении самолета и восстановлении работоспособности радиовысотомера.

В полете (на высоте до 750м) штурман следит за показаниями радиовысотомера и при необходимости докладывает командиру экипажа о текущей высоте.

После посадки выключить радиовысотомер.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz