Яндекс.Метрика

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ГРОЗА-26

НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ

РЛС ГРОЗА-26 предназначена для обеспечения безопасности полетов в СМУ, и в районах с сильно пересеченной местностью, а также для решения задач прицеливания при десантировании. Станция обеспечивает радиолокационный обзор воздушного пространства и земной поверх­ности с возможностью определения наклонной дальности и курсовых углов радиолокационных целей.

Метеонавигационный радиолокатор «Гроза-26» позволяет экипажу самолета решать следующие задачи:

- производить обзор расположенной впереди самолета части земной поверхности с целью выполнения ориентировки по характерным наземным объектам. При этом радиолокационное изображение на индикаторе близко к изображению данного участка на карте местности соответствующего масштаба;

- обнаруживать зоны активной грозовой деятельности и турбулентной облачности и определять их местоположение относительно самолета. При этом радиолокационное изображение на индикаторе соответствует виду в плане горизонтального слоя воздушного пространства впереди самолета на высоте его полета;

- оценивать относительную опасность обнаруженной зоны или облака для полета;

- измерять угол сноса самолета при полете над любыми участками суши, включая участки, лишенные характерных ориентиров.

- вывод самолета в заданную точку по наземным радиомаякам или радиолокационным ориентирам для решения специальных задач прицеливания при десантировании.

Принцип работы и основные данные

Радиолокационная станция «Гроза-26» представ­ляет собой импульсный радиолокатор со сканирую­щей в азимутальной плоскости антенной и индикато­рами типа «азимут—дальность».

Работа станции основана на принципе излуче­ния в узком секторе пространства мощных радио­частотных импульсов, приема и усиления отражен­ных от наземных или воздушных объектов сигналов и их яркостной индикации на электронно-лучевых трубках с большим послесвечением. Благодаря большому послесвечению трубок обеспечивается одновременное наблюдение радиолокационного изо­бражения всего обозреваемого пространства. Для более полного использования поверхностей элек­тронно-лучевых трубок в станции применяется радиально-круговая развертка (азимут, дальность) со смещенным вниз центром.

Движение луча по экрану происходит снизу вверх и начинается раньше момента излучения зон­дирующего импульса, что позволяет повышать раз­решающую способность по азимуту на ближних ди­станциях.

Для исключения смещения зоны обзора и иска­жений при кренах самолета в станции предусмотре­но сопряжение ее с гиродатчиком АГД-1 правого летчика, обеспечивающее гиростабилизацию диа­граммы направленности антенной системы в плос­кости горизонта. При необходимости положение стабилизированного луча по углу места можно из­менять также ручным способом в пределах ±10° или стабилизацию луча вообще отключить.

Решение метеонавигационных задач осуществля­ется в режимах «Земля», «Метео», «Контур», «Снос», задаваемых с панели индикатора штурмана, а специальных задач прицелива­ния в режимах «Маяк», «РЛО» и «Калибр» — с пульта управления (блок ГР10-Д).

В режиме «Земля» обеспечивается получение на экране индикатора в полярных координатах непре­рывного радиолокационного изображения земной поверхности, находящегося впереди самолета в пре­делах азимутальных углов ±100°.

На масштабах развертки «30», «50», «125» (км) обзор земной поверхности осуществляется широкой диаграммой направленности типа «косеканс—квад­рат».

На масштабе развертки «250», в целях повыше­ния дальности наблюдения фона земной поверх­ности и изображения средних промышленных центров, обзор земной поверхности производится поочередно широкой и узкой диаграммами направ­ленности, переключаемыми автоматически путем из­менения поляризации излучаемых колебаний.

На масштабе развертки «375» обзор земной по­верхности осуществляется только узким лучом,     т. к. последний имеет в два раза больший коэффициент направленного действия.

В режиме «Метео» обеспечивается получение на индикаторах в полярных координатах радиолока­ционного изображения воздушной, обстановки в пространстве, ограниченном азимутальными угла­ми ±100° и углами места ± (1,5—2°).

В этом режиме обзор пространства осуществля­ется с помощью симметричной во всех плоскостях узкой диаграммой направленности, получаемой при вертикальной поляризации излучаемых   колебаний.

За счет этого исключается наблюдение (при ра­боте в указанном режиме) мешающих отражений от земной поверхности при всех высотах полета, превышающих 1000м.

В режиме «Контур» обеспечивается получение контуров наиболее опасных участков внутри отра­жений от грозовых зон и кучево-дождевой облач­ности. Эти участки характеризуются большими диа­метрами имеющихся в них капель, что обусловли­вает их более высокую отражающую   способность.

Указанные участки видны на экране индикато­ра в виде затемненных областей, расположенных в ярко засвеченных отметках от обнаруженных грозо­вых зон. В остальном работа радиолокатора в ре­жиме «Контур» не отличается от режима «Метео».

Режим «Снос» предназначен для измерения угла сноса самолета за счет использования амплитудной модуляции отраженного от земной поверхности сиг­нала спектром вторичных доплеровских частот. При этом частота модуляции будет минимальной и практически равной нулю в тот момент, когда про­екция оси широкой диаграммы направленности антенны совпадает с линией пути самолета.

При измерении угла сноса самолета радиолока­тор осуществляет работу, как и в режиме «Земля», широкой диаграммой направленности, но управле­ние вращением антенны в этом режиме ручное.

Момент совпадения оси диаграммы направлен­ности с линией пути определяется по уменьшению до минимума частоты яркостной модуляции линии развертки, а отсчет угла сноса осуществляется по азимутальной шкале индикатора, градуированной через два градуса.

При решении специальных задач десантирова­ния или сброса груза с прицеливанием выполняется работа станции в режиме «Маяк» по наземным маякам или по радиолокационно-контрастным ори­ентирам (режим «РЛО»), когда аппаратура рабо­тает как обычный радиолокатор прицеливания. В этих режимах на экране индикатора получается электронное перекрестие, управление которым осу­ществляется штурманом с пульта управления.

Кроме того, для выполнения необходимых кали­бровок предусмотрен режим «Калибр.», при вклю­чении которого на экране появляются двухкиломет­ровые калибрационные метки.

В радиолокаторе «Гроза-26» имеется гироскопическая стабилизация луча антенны. Указанная стабилизация работает вплоть до кренов величиной 15°.

Для просмотра воздушного пространства или земной поверхности с различными масштабами РЛ изображения имеются пять разверток дальности с различной длительностью, а именно:

развертка

протяженность по дальности, км

масштабные метки дальности, через, км

«30»

от 0 до 30

10

«50»

от 0 до 50

10

«125»

от 0 до 125

25

«250»

от 0 до 250

50

«375»

от 200 до 350-400

50

Азимутальный сектор обзора радиолокатора «Гроза-26» составляет не менее 100° в обе стороны от строительной оси самолета. Разбивка азимутальной шкалы на индикаторе осуществляется через 10°, а оцифровка – через 20°.

Азимутальный сектор ±20° относительно нулевого деления дополнительно градуирован через каждые 2° для измерения угла сноса самолета.

Основные ТТД:

- Дальность обнаружения, км

- крупных населенных пунктов -……………………………..270;

- горных вершин высотой 2500 - 6000м -……………………250;

- зон грозовой деятельности -………………………………...120;

- зона обзора по азимуту, град. -……………………………..±100;

- угол ручного наклона антенны, град. вверх - ……………..10;     

                                                               вниз- ……………...15;

- Диапазон измерения углов сноса град. - ………………….±20;

- Масштабы развертки, км -…………………30, 50, 125, 250, 375;

- Несущая частота, МГц -……………………………………..9370;

- Мощность передатчика в импульсе, кВт -…………не менее 9;

- Питание -…………………………27В, 115В 400 Гц, 36В 400 Гц.

 Электропитание на станцию поступает от основ­ных шин щита АЗС (постоянное напряжение 27В) и панели радиста (переменные напряжения 115 и 36В, 400 Гц).

На щите АЗС установлен автомат защиты сети АЗС-5 («Гроза»), а на панели радиста — плавкие предохранители СП-5 (в цепи 115 В) и СП-1 (в це­пи 36В). Одновременно с включением станции по­ступает электропитание на вентилятор обдува. 

 В комплект РЛС Гроза-26 входят:

- антенный блок ГР1Д - размещен под носовым обтекателем фюзеляжа шп. 1А (фото 145);

Фото 145.

 

- блок стабилизации и управления ГР7СТ, блок коррекции ГР28БМ (либо эквивалент блока коррекции) - под носовым обтекателем в левой нише (фото 146);

Фото 146.

 

 - приемопередатчик ГР2БМ (либо ГР2В), передатчик маяка ГР2Д  - размещены в радиоотсеке шп. 3-4 левый борт (фото 147);

Фото 147.

 

- индикатор летчиков ГР4ДВ (фото 150)- размещен на рабочем месте летчиков;

- индикатор штурмана ГР4ВБ (фото 149), блок управления ГР10Д (либо ГР10ДМ) (фото 151) - размещены на рабочем месте штурмана над столом (в установочной раме пульта управления расположено реле включения питания +27В ТКЕ52ПД1);

В радиоотсеке и под носовым обтекателем:

- Волноводный коммутатор (ГР47) состоит из коммутато­ра, электродвигателя поворота заслонки коммутато­ра и кулачкового механизма с концевыми выключа­телями; предназначен для подключения к волноводному тракту станции приемо-передающего или передающего блока;

- Волноводный тракт (ГР32-126) состоит из отрезков алюминиевых волноводов различной конфигурации и гибкой вставки;

- Антенный переключатель (АВ2 242 033СП) служит для подключе­ния нагрузки к волноводному тракту станции, что необходимо для скрытности работы РЛС при ра­боте на земле с пультом контроля при проверках и регламентах;

- Контрольный разъем предназначен для подклю­чения контрольно-проверочного прибора, который служит для проверки РЛС;

- Вентилятор обдува (7000СБ) служит для обеспечения не­обходимого температурного режима передающего и приемо-передающего блоков (фото 148).

Фото 148.

 

Фото 149.  Индикатор штурмана РЛС ГРОЗА-26  

 

 

 

Фото 150. Индикатор летчиков РЛС ГРОЗА-26

 

Фото 151. Блок управления РЛС ГРОЗА-26 – ГР10Д (ГР10ДМ)

 

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ 

Управление РЛС Гроза-26 осуществляется с индикаторов штурма­на, летчиков и с блока управления.

На передней панели индикатора штурмана (фото 149) размещены:

- Клавиша включения и отключения радиолокатора «РЛС» - производится подключение или отключение радиолокатора от самолетных электросетей. При этом радиолокатор начинает нормально работать только через 3-5 минут после его включения, когда его узлы и элементы достаточно прогреются. Эта задержка создается автоматически.

При отключении, даже кратковременном, и последующем включением его вновь, имеет место задержка той же величины.

- Переключатель режимов работы, имеющий положения «Готов», «Земля», «Метео», «Контур» и «Снос». Этот переключатель является главным и определяет режим работы радиолокатора. Когда переключатель установлен в положение «Готов», излучения радиоволн не происходит, но радиолокатор находится в состоянии готовности к немедленной работе, если перед этим не менее чем за 5 минут он был подключен к самолетной сети с помощью клавиши «РЛС».

- Переключатель длительностей разверток, имеющий положения «30», «50», «125», «250» и «375». С помощью этого переключателя производится изменение длительности развертки и, следовательно, масштаба изображения на индикаторе. При установке его в первые четыре положения развертка начинается с нулевой дальности и заканчивается в момент прихода отраженных радиоволн с расстояний, равных указанным на маркировке. При положении «375» развертка начинается с дальности 200км и заканчивается в момент прихода сигналов с расстояний 350-400км. Часть пространства от нулевой дальности до расстояний в 200км при этой развертке на индикаторе не просматривается, а все сигналы от объектов, находящихся от самолета на расстоянии 200км, располагаются в одной точке, являющейся началом развертки.

- Регулятор наклона луча антенны «Наклон». Позволяет наклонять луч антенны радиолокатора относительно плоскости горизонта вверх на 10°, и вниз на 15°. Калибровка шкалы регулятора соответствует положению узкого луча в пространстве в режимах работы «Метео» или «Контур». При работе в режимах «Земля» или «Снос» отсчитанная по шкале величина угла не соответствует истинной величине наклона, однако в этих случаях точного знания положения луча в пространстве экипажу не требуется, так как критерием оптимального его перемещения является получение четкого радиолокационного изображения с наибольшей дальностью и без провалов.

При установке переключателя в положение «Земля» начинается излучение радиоволн и производится обзор земной поверхности, расположенной в зоне азимутального обзора радиолокатора. При этом положении включается в действие регулятор «Контраст», который позволяет повышать контрастность изображения интересующих оператора наземных объектов (таких как города, реки и водоемы) на фоне отражений от незастроенных участков суши.

При изменении высоты полета самолета или характера просматриваемого участка земной поверхности не требуется дополнительной регулировки для сохранения качества изображения на индикаторе. Компенсация этих изменений осуществляется автоматически.

Если переключатель находится в положении «Метео», радиолокатор излучает радиоволны в виде узкого луча и осуществляет просмотр лишь ограниченного по высоте слоя воздушного пространства, не захватывая земной поверхности. За счет этого обеспечивается наблюдение на индикаторе только изображений мощно-кучевой облачности и грозовых зон без помех от земной поверхности при любых высотах полета более 1000м.

При установке переключателя в положение «Контур» радиолокатор, как и в предыдущем режиме, производит обнаружение метеообразований, но за счет автоматической перестройки схемы радиолокатора достигается полное подавление на его индикаторе участков обнаруженных грозовых зон и мощной облачности, интенсивность отражения радиоволн от которых, превышает определенную величину. Это позволяет экипажу косвенно судить об ожидаемой турбулентности в обнаруженной грозовой зоне или облаке.

В положении «Снос» радиолокатор вновь начинает производить обзор земной поверхности, но автоматическое движение его антенны по азимуту выключается. Совмещение проекции луча на земной поверхности и истинной линии пути самолета, производится путем ручного азимутального перемещения антенны посредством клавиш в нужную для изменения угла сноса сторону. 

- Регулятор яркости радиолокационного изображения «Яркость». При работе радиолокатора на самолете интенсивность внешнего света падающего на экран индикатора, может изменяться в очень широких пределах и требует соответствующего изменения яркости всего радиолокационного изображения. Это и осуществляется данным регулятором. При этом схема радиолокатора «Гроза-26» построена таким образом, что при регулировании яркости изображения, дополнительно и пропорционально изменяются яркости масштабных меток дальности и выбранное оператором оптимальное положение регулятора «Контраст».

- Регулятор яркости масштабных меток дальности «Метки». С помощью этого регулятора осуществляется индивидуальное изменение яркости масштабных меток дальности относительно остального радиолокационного изображения.

При работе в режиме «Снос» с помощью регулятора «Сканирование»  дополнительно осуществляется изменение скорости азимутального движения антенны.

На передней панели индикатора летчиков (фото 150) размещены:

регуляторы, позволяющие производить на нем индивидуальное регулирование качества радиолокационного изображения и яркости масштабных меток дальности, то есть регуляторы «Яркость», «Контраст» и «Метки». Для того чтобы летчик знал, на какой развертке работает в данный момент радиолокатор, на обрамлении экрана дополнительного индикатора имеются светосигнализаторы красного цвета 10, 25 и 50 - сигнализируют включение соответствующих масштабных меток дальности на линии развертки (слева от экрана).

При включении на индикаторе штурмана длительностей развертки 30 и 50км - на передней панели индикатора летчиков загорается цифра 10, что соответствует расстоянию 10км между соседними масштабными метками дальности. При развертке длительностью 125км расстояние между масштабными метками даль­ности - 25км - загорается цифра 25. При масштабе 250 и 375км - загорается цифра 50, т.к. в этом случае расстояние между масштабны­ми метками равно 50км.

На блоке управления (фото 151) размещены:

- ПРР на три положения (ГР-10ДМ), на четыре положения (ГР-10Д) – «ОТКЛ.», «МАЯК», «РЛО» (радиолокацион­ный ориентир), «КАЛИБРОВКА» - для включения пульта и выбора режима прицелива­ния;

В положении "Откл." - все управление ведется с основного индикатора (блок ГР-4ВБ).

В положении "МАЯК" - осуществляется работа РЛС "Гроза 26" по наземным радиолокационным маякам.

В положении "РЛО" - осуществляется прицеливание по характерным наземным радиолокационным ориентирам.

В положении "Калибровка" осуществляется калибровка точности отсчета положения переменной метки дальности по 2-х километровым электронным меткам.

- Ручка "Масштаб 15-50км" - обеспечивает плавное изменение масштаба развертки в пределах 15-50км при работе в режимах "Ма­як" и "РЛО".

- Ручка "Мощность СВЧ" - обеспечивает плавное изменение величины излучаемой мощности, что необходимо для подавления действия боковых лепестков антенны РЛС "Гроза 26" при малых расстояниях от запрашиваемого наземного маяка.

- Ручка "Задержка плавная" - обеспечивает плавное изменение положения начала развертки на экране индикатора относительно мо­мента излучения в пределах - 10 - + 40км при работе в режиме "Маяк" и 2 - 52км при работе в режиме "РЛО". Выключатель в положении " Откл" позволяет отключить плавную регулировку   задержки начала развертки на экране индикатора.

- Ручка "Дальность" - обеспечивает плавное изменение положения переменной дальности метки дальности на экране индикатора в интервале 0 - 30км.

Отсчет дальности при этом осуществляется по цифровому счетчи­ку, расположенному рядом с этой ручкой.

 - Ручка "КУО" - обеспечивает изменение положения азимутальной метки на экране индикатора в интервале ± 100°.

-  Ручки Дн мин. и Дн мах - расположены в нише лицевой панели пульта управления и обеспечивают точность калибровки метки дальности.

- выключатель СТАБИЛИЗАЦИЯ - для включения стабилизации антенны от АГД правого летчика по крену и тангажу;

- сигнальная лампа ПУЛЬТ ВКЛ. - сигнализирует включение пульта в дополнительных режимах работы.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ РАДИОЛОКАТОРА

Осуществляя летную эксплуатацию радиолокатора «Гроза-26», помните и выполняйте следующие указания и рекомендации.

Если в какой-то момент радиолокатор не используется, следует перевести переключатель режима работы в положение «Готов». Благодаря этому уменьшается вероятность отказа радиолокатора в данном полете и увеличивается общий срок службы.

Находясь в воздухе, не трогайте клавишу «РЛС ОТКЛ» главного индикатора до завершения полета, иначе можно остаться без радиолокационной информации в течение 3-5 минут как раз в тот момент, когда она потребуется.

При работе с разверткой «375» помните, что она начинается с дальности 200км, а вся зона от самолета до этой дальности не просматривается.

Избегайте работы на развертке «375» при полетах в районах грозовой деятельности или активного образования облаков вертикального развития вне зависимости от режима работы радиолокатора.

В радиолокаторе при работе в любом из возможных режимов, в случае временного прекращения поступления напряжения по цепи +27В для возобновления нормальной работы станции необходимо переключатель режимов перевести в положение «Готов», а затем вернуть его в положение необходимого режима работы.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С  РАДИОЛОКАТОРОМ

Конструкция радиолокатора «Гроза-26» обеспечивает на любом из типов самолетов безопасный с точки зрения биологических норм уровень СВЧ-излучения в кабине экипажа и салонах. Высокочастотное излучение может оказать неблагоприятное воздействие только на тех, кто находится вне самолета вблизи носовой части.

Поэтому:

- Перед взлетом запрещается переводить переключатель режима работы из положения «Готов» в любое другое положение до выхода самолета на рулежную полосу.

- После посадки переключатель режима работы должен быть переведен в положение «Готов» до выхода с ВПП, либо радиолокатор должен быть выключен полностью.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Перед включением РЛС убедиться, что АЭС ЛОКАТОР на щите АЭС радиста выключен, а органы управления на индикаторах и блоке управления находятся в исходном положении:

а) на индикаторе летчиков ручки регулировки ЯРКОСТЬ, КОН­ТРАСТ и МЕТКИ - в среднем положении;

б) на индикаторе штурмана:

- ручки ЯРКОСТЬ, КОНТРАСТ и МЕТКИ - в среднем положении;

- ручка СКАНИРОВАНИЕ - в любом положении;

- ручка УГОЛ НАКЛОНА - в положении 0;

- переключатель режимов - в положении ГОТОВ;

- переключатель масштабов - в положении 30;

в) на блоке управления РЛС:

- переключатель режимов - в положении ОТКЛ.;

- выключатель МОЩНОСТЬ СВЧ - в положении ОТКЛ.;

- выключатель ЗАДЕРЖКА ПЛАВНАЯ - в положении ОТКЛ.;

- выключатель СТАБИЛИЗАЦИЯ - в положении ОТКЛ.;

- ручка МАСШТАБ 15 - 50 - в среднем положении;

- ручка ДАЛЬНОСТЬ - в крайнем левом положении;

- ручка МОЩНОСТЬ СВЧ - в крайнем правом положении;

- ручка КУО - в нулевом положении;

- ручка ЗАДЕРЖКА ПЛАВНАЯ - в нулевом положении. Для включения РЛС:

- включить АЗС ЛОКАТОР на щите АЗС радиста;

- включить АГД-1 правого летчика;

- нажать клавишу РЛС на панели индикатора штурмана. При этом на экране загорится подсвет. Через 5 мин после включения стан­ции установить ПРР на индикаторе штурмана в положение ЗЕМЛЯ. На экране должно появиться радиолокационное изображение.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При проверке РЛС на земле с излучением запрещается присутствие людей на расстоянии ближе 15м от антен­ны, а также включение станции вблизи крупных отражающих объек­тов ближе 100м в секторе ± 100°.

Для проверки работоспособности РЛС в основных режимах:

- убедиться в работоспособности регуляторов ЯРКОСТЬ, МЕТКИ поворотом ручек вправо на индикаторах штурмана и летчиков до по­лучения на экранах светящихся колец требуемой яркости;

- установить поочередно переключатель масштабов в положения 30, 50, 125, 250, 375. Убедиться в наличии на экранах индикаторов развертки, движущейся в секторе ± 100°, и светящихся колец дально­сти. В каждом из положений кольца дальности должны быть по форме близки к полуокружностям, а расстояние между ними должно быть примерно одинаковым;

- убедиться, что при переключении масштабов на индикаторе штурмана, на панели индикатора летчиков (слева от экрана) загорают­ся соответствующие светосигнализаторы, определяющие масштаб раз­вертки: на масштабах 30 и 50км - цифра 10, на масштабе 125км - цифра 25, на остальных масштабах - цифра 50;

- установить переключатель масштабов на индикаторе штурмана в положение 30;

- включить выключатель СТАБИЛИЗАЦИЯ на блоке управления;

- установить регулятором ЯРКОСТЬ минимальную для данных ус­ловий яркость изображения и, вращая ручки КОНТРАСТ и УГОЛ НАКЛОНА, убедиться в изменении характера радиолокационного изображения;

- установить ПРР в положение МЕТЕО, а регулятор УГОЛ НА­КЛОНА в положение +5, при этом часть изображения местных пред­метов должна исчезнуть;

- установить ПРР в положение КОНТУР и проверить наличие раз­вертки и калибрационных колец на экранах индикаторов. По оконча­нии проверки ручку УГОЛ НАКЛОНА установить в нулевое положе­ние;

- установить ПРР в положение СНОС, масштаб 30 или 50км. При этом прекратится сканирование антенны. Поочередно нажимая на клавиши ручного управления антенной по азимуту, убедиться в дви­жении антенны в левую и правую стороны. Скорость движения регу­лировать ручкой СКАНИРОВАНИЕ;

Для проверки работоспособности РЛС в дополнительных режи­мах:

- установить переключатель масштабов в положение 30, ПРР в по­ложение ЗЕМЛЯ, а ПРР на блоке управления в положение МАЯК, затем РЛО. При этом загорится сигнальная лампа ПУЛЬТ ВКЛ., и на экранах индикаторов появится электронное перекрестие, состоящее из продольной и поперечной меток;

- убедиться в возможности регулировки перекрестия ручками ДАЛЬНОСТЬ и КУО. При вращении ручки ДАЛЬНОСТЬ смещается поперечная метка перекрестия по дальности, а при вращении ручки КУО смещается продольная метка по азимуту;

- включить выключатель ЗАДЕРЖКА ПЛАВНАЯ и при вращении ручки ЗАДЕРЖКА ПЛАВНАЯ убедиться в изменении положения на­чала развертки относительно импульса передатчика на экранах инди­каторов в пределах от -10 до +40км в режиме МАЯК и от 2 до 52км в режиме РЛО;

- убедиться вращением ручки МАСШТАБ 15 - 50 в возможности плавного изменения масштаба развертки в пределах 15 - 50км при установке переключателя масштабов на индикаторе штурмана в по­ложение 30;

- включить выключатель МОЩНОСТЬ СВЧ, а ПРР - в положение РЛО, при этом на экране индикатора появится изображение. Враще­нием ручки регулировки МОЩНОСТЬ СВЧ убедиться в исчезновении отметок от местных предметов.

По окончании проверки установить все органы управления в ис­ходное положение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ

Перед выруливанием на ВПП при необходимости включить РЛС.

Для работы в режиме ЗЕМЛЯ:

- установить ПРР на индикаторе штурмана в положение ЗЕМЛЯ;

- установить ручкой УГОЛ НАКЛОНА такой наклон антенны, при котором радиолокационное изображение земной поверхности про­сматривается на большей части экрана индикатора;

- установить ручкой МАСШТАБ наиболее оптимальный масштаб, а ручками ЯРКОСТЬ и КОНТРАСТ добиться наиболее четкого изо­бражения интересующего ориентира.

Типичное радиолокационное изображение земной поверхности (фото 152,153).           

Фото 152. 

 

Фото 153.

 

Фото 154. РЛ изображение земной поверхности при оптимально установленном для наблюдения водных ориентиров регуляторе «Контраст»      


Для работы в режиме МЕТЕО:

- установить ручку УГОЛ НАКЛОНА в нулевое положение;

- произвести по мере приближения к зоне грозовой деятельности ручкой МАСШТАБ изменение масштаба изображения на экране ин­дикатора.

Фото 155.

 

После обнаружения зоны активной грозовой деятельности или турбулентной облачности для определения степени их опасности для полета:

- установить ПРР в положение КОНТУР;

- отрегулировать ручками ЯРКОСТЬ и КОНТРАСТ необходимое качество изображения;

- определить по характеру изображения наиболее опасные зоны для полета. Чем уже засвеченные участки между темными пятнами зон наибольшей турбулентности, тем опаснее эти зоны для полета.      Полета через эти участки облачности следует избегать (фото 156);

Фото 156.

 

- определить высоту верхней кромки грозового фронта, для чего, поворачивая ручку УГОЛ НАКЛОНА медленно вверх до исчезнове­ния изображения грозового фронта с экрана индикатора, отсчитать угол подъема антенны. По расстоянию до грозового фронта и углу подъема антенны определить высоту развития грозового фронта относи­тельно высоты полета самолета; принять меры для обеспечения безопасности полета в зависимо­сти от характера изображения и высоты развития грозового фронта.

Для работы в режиме СНОС:

РЛС в режиме «Снос» обеспечивает измерение угла сноса самолета методом «остановленной антенны», не требуя для этого наличия каких-либо наземных РЛ ориентиров. Перевод радиолокатора в указанный режим должен производиться обязательно из режима «Земля» после получения в нем РЛ изображения земной поверхности на экране. Порядок работы с радиолокатором при измерении угла сноса должен быть следующий:

- установить переключатель режима работы в положение «Снос»;

- установить переключатель длительности развертки в положение «50»;

Через несколько секунд после включения режима автоматическое перемещение линии развертки на индикаторе должно прекратиться и она должна остановиться на экране в каком-то произвольном положении (при кренах возможно последующее произвольное перемещение линии развертки в иное положение);

- нажатием соответствующей клавиши индикатора штурмана, добиться перемещения линии развертки в тот азимутальный сектор экрана, где предполагается нахождение истинной линии пути самолета. При этом скорость перемещения линии развертки может регулироваться с помощью регулятора «Сканирование». Этим регулятором можно в ряде случаев уменьшить скорость линии развертки до нуля, поэтому, если после нажатия клавиши линии не перемещается, необходимо повернуть этот регулятор до начала движения.

- уменьшить при подходе к предполагаемому положению истинной линии пути (риски 30° либо 330°) с помощью регулятора «Сканирование» скорость перемещения линии развертки до минимальной. Прекратить после этого перемещение, отпустив клавишу;

-  кратковременным нажатием толчками клавиши, перемещать линию развертки сначала в одну, а затем в другую сторону от предполагаемого положения линии пути, непрерывно наблюдая за изменениями характера приближения линии развертки к действительному положению истинной линии пути самолета. Линия развертки или отдельные ее участки начнут мерцать сначала с очень высокой, а затем все более и более низкой частотой. Самая низкая частота мерцаний будет наблюдаться при совпадении линии развертки с действительным положением истинной линии пути самолета.

Величина и знак угла сноса определяются по азимутальной шкале инди

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz