СИСТЕМА ПОСАДКИ СП-50М
НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ
Радиомаячная система посадки СП-50М предназначена для выполнения расчета и осуществления захода на посадку в сложных метеорологических условиях днем и ночью. В ее состав входит комплекс самолетного и наземного (ПРМГ-2) оборудования. Самолетное оборудование СП-50М включает в себя радиоустройства курсоглиссадной системы и маркерное радиоприемное устройство МРП-56П.
Курсовой радиоприемник КРП-ФМ предназначен для приема сигналов курсового радиомаяка, указывающего направление средней линии взлетно-посадочной полосы. Приемник работает в диапазоне 108,3—110,3 МГц на шести каналах.
Глиссадный радиоприемник ГРП-2М предназначен для приема сигналов глиссадного радиомаяка, указывающего линию планирования (линию глиссады), работает в диапазоне 332,6—335 МГц на трех каналах.
Маркерный радиоприемник МРП-56П принимает сигналы маркерного радиомаяка, работающего на частоте 75 МГц и указывающего момент пролета дальней и ближней приводных радиостанций.
Индикация положения самолета на курсе и глиссаде у летчиков, производится по приборам КППМ (комбинированный пилотажный прибор). Подключение приборов КППМ к системе посадки производится переключателем «СП-50-РСБН» на блоке сопряжения верхнего щитка летчиков.
Фото 108.
Фото 109.
Фото 110.
Индикация у штурмана – по прибору ПСП-48. Коммутация приборов КППМ правого летчика и ПСП-48 штурмана осуществляется переключателем ВГ-15К «Стрелки положения КППМ – правый пилот – штурман», установленного на панели приборной доски правого летчика.
Сигнализация момента пролета приводных радиостанций производится по звонку и сигнальным лампам.
В приемниках ГРП-2М и КРП-ФМ предусмотрено устройство
Фото 111.
для предупреждения летчиков о неисправности в системе посадки.
Индикатором является бленкер (сигнализатор аварии), расположенный над соответствующей стрелкой прибора КППМ, закрытое положение которого сигнализирует об исправном состоянии приемника и наземного маяка при нахождении самолета в зоне его действия.
Сигнал с выхода радиоприемника ГРП-2М подается на горизонтальную стрелку двухстрелочного индикатора КППМ (ПСП-48), предназначенную для указания местонахождения самолета по
отношению к линии глиссады. Если самолет отклоняется от линии
Фото 112.
глиссады вниз, стрелка индикатора отклоняется вверх, если самолет отклоняется от линии глиссады вверх, стрелка индикатора отклоняется вниз, т. е. когда самолет не находится на линии глиссады, стрелка указывает направление на линию глиссады. В случае полета точно по линии глиссады горизонтальная стрелка индикатора КППМ (ПСП-48) находится на линии, образованной горизонтальным рядом белых точек на шкале индикатора.
Аналогично описанному вертикальная стрелка индикатора КППМ (ПСП-48) указывает местонахождение самолета относительно линии курса. При отклонении самолета вправо стрелка индикатора отклоняется влево, при отклонении самолета влево стрелка индикатора отклоняется вправо.
Основные ТТД:
КРП-ФМ ГРП-2М МРП-56П
-Диапазон частот, МГц- ….............108,3-110,3 332,6-335,0 75;
- Количество фиксированных рабочих частот:…6(КРП)..........3(ГРП);
- Дальность действия, км при Н= 1000м …………………45км.
в секторе ±8° относительно курсовой линии при Н= 300м ……………………18км.
-Питание, В-…………………+27, ~115 +27, ~115 +27, ~115
В комплект самолетного оборудования СП-50М входят;
- курсовой радиоприемник (КРП-ФМ), глиссадный радиоприемник (ГРП-2М), блок конденсаторов (АПБК-М – объединяет в себе конденсаторы, подключаемые к указателям курса и глиссады для предотвращения колебаний этих стрелок) и распределительная коробка - размещены в кабине экипажа под креслом правого летчика (фото 113);
- два прибора КППМ (из комплекта РСБН-2С) - на средней и правой панелях ППД (фото 109);
- прибор слепой посадки (ПСП-48) – на приборной доске штурмана (фото 111);
Фото 113.
Фото 114.
Фото 115.
Фото 116.
- маркерный радиоприемник (МРП-56П) и блок питания (БП) – на этажерке радиооборудования шп. 9 - 10 по левому борту (фото 115);
- внутрифюзеляжная антенна МРП-56П - под полом шп. 13-14 (фото 114,116);
- блок звуковой сигнализации (электрозвонок) – под панелью верхнего щитка летчиков;
- сигнальные лампы МАРКЕР - на средней и правой панелях ППД (фото 112);
- антенны: КРП-ФМ - наклеена изнутри на обтекатель антенны РЛС; ГРП-2М - наклеена на лобовом стекле фонаря кабины экипажа;
- переключатель КППМ СП-50 - РСБН - на блоке сопряжения верхнего щитка летчиков (фото 108);
- щиток дистанционного управления М-50 - размещен на верхнем щитке летчиков;
На самолетах, предназначенных для выполнения полетов на международных авиалиниях, устанавливается амплитудная приставка типа АП-1 (в кабине экипажа под креслом правого летчика) (фото 117), обеспечивающая работу курсового и глиссадного приемников с наземным оборудованием системы посадки ИЛС. На этих самолетах возле щитка М-50 имеется переключатель «СП-50—ИЛС», (фото 118) при установке которого в положение «ИЛС» подключается амплитудная приставка, и бортовая аппаратура не может работать с наземными радиомаяками системы СП-50.
Фото 117.
Фото 118.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Фото 119. Щиток дистанционного управления СП-50М (М-50)
На передней панели щитка М-50 (фото 119) размещены:
- выключатель ВКЛ. - для включения питания КРП-ФМ и ГРП-2М;
- ручка-кнопка БАЛАНС, КОНТРОЛЬ НУЛЯ, НАЖАТЬ - для установки электрического нуля КРП-ФМ;
- переключатель каналов курса и глиссады на 6 положений, причем частота КРП-ФМ изменяется при каждом переключении номера канала, а частота ГРП-2М - только при переключении номера с четного на больший нечетный, т.е. каждой из трех пар номеров каналов 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 соответствует одна из трех рабочих частот ГРП - 2М.
Прибор КППМ объединяет в себе указатели и бленкеры (аварийные сигнализаторы) курса и глиссады, механические корректоры, предназначенные для установки курсовой и глиссадной стрелок на нуль при выключенном питании приемников. При исправном состоянии КРП - ФМ и ГРП - 2М бленкеры КППМ должны быть закрыты, если самолет находится в зоне действия курсового и глиссадного радиомаяков.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Излучение глиссадного радиомаяка состоит из двух узконаправленных в вертикальной плоскости лепестков. Диаграмма направленности антенны глиссадного радиомаяка выбирается таким образом, что равносигнальная зона, образованная лепестками излучения, точно соответствует линии глиссады. При полете по линии глиссады величины сигналов на входе приемника будут одинаковыми от обоих лепестков. При отклонении от линии глиссады вверх и вниз на входе приемника будет преобладать соответственно сигнал от верхнего или нижнего лепестка.
Излучения верхнего и нижнего лепестков антенны глиссадного радиомаяка (рис. 18), кроме направленности, отличаются еще частотой модуляции: в системах «СП-50», «СП-50М» верхний лепесток модулирован частотой 150 Гц, нижний лепесток — частотой 90 Гц, т. е. выше равносигнальной зоны преобладает сигнал с модуляцией 150 Гц, ниже — сигнал с модуляцией 90 Гц. В системе «ИЛС» — наоборот: верхний лепесток модулирован частотой 90 Гц, нижний — частотой 150 Гц.
Рис. 18.
Таким образом, при полете в зоне излучения глиссадного радиомаяка глиссадный радиоприемник принимает два сигнала одной несущей частоты: один сигнал модулирован частотой 90 Гц, другой — частотой 150 Гц. На выходе усилителя низкой частоты радиоприемника при этом имеются сигналы двух частот — 90 и 150 Гц. В зависимости от положения самолета относительно равносигнальной зоны (линии глиссады) эти сигналы могут быть равны (при полете по линии глиссады) или один из них будет больше другого (при отклонении от линии глиссады). Система из узкополосных низкочастотных фильтров и мостовой выпрямительной схемы, расположенная на выходе радиоприемника, позволяет разделить сигналы частот 90 и 150 Гц, выпрямить каждый из них в отдельности и сравнить величины выпрямленных токов в индикаторе КППМ (ПСП-48).
Встречно-направленные токи, получающиеся при выпрямлении сигналов 90 и 150 Гц, воздействуют на горизонтальную стрелку индикатора. При полете в равносигнальной зоне сигналы частот 90 и 150 Гц равны, и стрелка индикатора не отклоняется. Если сигнал частоты 90 Гц больше сигнала частоты 150 Гц, стрелка индикатора в системах «СП-50», «СП-50М» отклоняется вверх (равносигнальная зона выше), если преобладает сигнал 150 Гц, стрелка индикатора отклоняется вниз (равносигнальная зона ниже). В системе «ИЛС» при превышении сигнала частоты 90 Гц стрелка индикатора отклоняется вниз, при превышении сигнала частоты 150 Гц стрелка отклоняется вверх. Кроме того, сумма выпрямленных токов от сигналов частоты 90 и 150 Гц проходит через обмотку сигнализатора аварии, вследствие чего флажок поворачивается черной стороной к окну.
Приемная антенна радиоприемного устройства КРП-ФМ принимает сигналы курсового маяка. В системе инструментальной посадки «СП-50» излучение курсового маяка (рис. 19) содержит две составляющие:
1. Направленное излучение сигнала переменной фазы.
2.Направленное излучение сигнала постоянной фазы.
Рис. 19.
Направленное излучение сигнала переменной фазы образует в горизонтальной плоскости две области, линия раздела которых является направлением курса посадки. Направленное излучение представляет собой сигнал ультравысокой частоты, модулированный по амплитуде низкочастотным напряжением 60 Гц. Модулирующие напряжения в обеих областях находятся между собой в противофазе.
Направленное излучение сигнала постоянной фазы представляет собой сигнал той же ультравысокой частоты, модулированный по амплитуде частотой 10 кГц, которая, в свою очередь, модулирована по частоте 60 Гц.
Применение частоты 10 кГц и частотной модуляции вызвано необходимостью раздельного выделения в радиоприемнике обоих 60-периодных модулирующих напряжений, содержащихся в сигналах радиомаяка.
Фаза 60-периодного напряжения, модулирующего по частоте 10 кГц в любой точке пространства в зоне действия маяка одинакова и находится в фазе с модулирующим напряжением другой области излучения сигнала переменной фазы.
Так как фаза модулирующего напряжения 60 Гц в зоне действия маяка одинакова при любом положении самолета в пространстве, будем в дальнейшем называть эту часть излучения излучением постоянной фазы.
Направленное излучение, фаза модулирующего напряжения которого меняет свой знак при переходе самолета из одной области в другую, будем называть излучением переменной фазы.
Когда самолет находится точно на линии курса, приемная антенна курсового радиоприемника воспринимает излучение только постоянной фазы. В этом случае стрелка индикатора курса находится в среднем (нулевом) положении.
При отклонении самолета от линии курса в ту или иную сторону на приемную антенну воздействует также и излучение переменной фазы. В зависимости от направления отклонения самолета от линии курса модулирующие напряжения 60 Гц обоих излучений будут либо совпадающими, либо противоположными по фазе.
Сопоставление фаз этих напряжений в специальном фазосравнивающем устройстве обусловливает направление отклонения стрелки индикатора курса. Стрелка отклоняется в ту сторону, где находится линия курса, и показывает, куда надо довернуть самолет, чтобы вывести его на линию курса.
Принцип работы маркерного радиоприемного устройства состоит в следующем. Маркерный радиомаяк представляет собой передатчик, антенна которого излучает радиоволны в заданном пространственном секторе в вертикальном направлении. Сигналом маяка являются колебания частотой 75 МГц, которые амплитудно модулированы с частотой 3 кГц.
В соответствии с излучением маяка маркерный приемник имеет фиксированную настройку на частоту 75 МГц. Принятый сигнал в приемнике усиливается, затем детектор выделяет из него напряжение частотой 3 кГц. После его усиления это напряжение выпрямляется, полученное постоянное напряжение усиливается и подается на электромагнитное реле. В результате реле включает электропитание звонка и сигнальных ламп от бортовой сети постоянного тока.
Таким образом, во время пролета зоны излучения маркерного маяка в кабине экипажа звучит звонок и загораются лампы «Маркер». Входящие в состав системы посадки маркерные радиомаяки излучают сигналы короткими посылками («тире» — дальний маяк и «точки» — ближний), в соответствии с которыми включаются звонок и лампы.
ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Для проверки СП-50М необходимо:
1. Включить АЗС КРП, ГРП; МРП на щите АЗС радиста;
2. Включить выключатель ВКЛ на щитке управления;
3. Установить переключатель КППМ РСБН - СП-50 на блоке сопряжения верхнего щитка летчиков в положение СП-50;
4. Установить на щитке управления М-50 необходимый номер канала. При нахождении самолета в зоне действия наземных маяков закрываются бленкеры и отклоняются планки положения приборов КППМ.
5. Нажать ручку - кнопку на щитке управления М-50, при этом планка курса должна установиться в нулевое положение. При необходимости поворотом нажатой ручки - кнопки влево - вправо установить курсовую планку точно в центр прибора.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ
В полете перед заходом на посадку питание приемников необходимо включить не позже, чем за 10 мин. до входа в зону действия наземных маяков. Перед включением приемников следует убедиться, что стрелки указателей курса и глиссады находятся в нулевом положении на приборе КППМ. При необходимости установить их с помощью механических корректоров, выведенных под шлиц на лицевую часть прибора КППМ.
После включения:
- установить необходимый номер канала на щитке управления. При заходе в зону действия курсового и глиссадного маяков закрываются бленкеры на КППМ;
- проверить и в случае необходимости установить баланс курсового канала поворотом нажатой ручки-кнопки КОНТРОЛЬ НУЛЯ на щитке управления.
Планки приборов КППМ указывают положение зон курса и глиссады относительно самолета. Пилотирование выполнять таким образом, чтобы планки положения курса и глиссады находились в пределах центрального кружка приборов КППМ.
В процессе захода на посадку работу системы контролируют по положению бленкеров указателей. Если курсовой или глиссадный бленкер открыт, то это свидетельствует о неисправности соответствующей системы и ее использовать запрещается.
При полетах по зарубежным маякам переключатель СП-50 - ИЛС установить в положение ИЛС.
При пролете маркерных радиомаяков звенит звонок, и загораются сигнальные лампы МАРКЕР на ППД.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. При работе MB - ДМВ радиостанций на передачу на частотах, равных (близких) частоте приемника КРП - ФМ, возможно их влияние на работу КРП - ФМ, проявляющееся в отклонении курсовой планки и выпадении бленкера.
2. При работе MB - ДМВ радиостанций на передачу на частотах, равных или кратных частоте настройки ГРП - 2М, возможно их влияние на работу ГРП - 2М, проявляющееся в отклонении глиссадной планки и в выпадении бленкера.
3. При работе KB радиостанции на передачу возможно ее влияние на радиоприемники КРП - ФМ и ГРП - 2М, проявляющееся в отклонении их курсовой и глиссадной планок и в выпадении бленкеров.
Курсовой, глиссадный и маркерный приемники питаются постоянным и переменным однофазным токами от основных шин бортовой сети. Цепи их питания по постоянному току защищены АЗС-5 «КРП, ГРП» и АЗС-2 «МРП», установленным на щите АЗС, а также двумя предохранителями на 10 А (один для курсового и один для глиссадного приемника), которые размещены в распределительной коробке. Цепи питания приемников по переменному току защищаются предохранителями СП-1 (КРП, ГРП, МРП).
Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)