Яндекс.Метрика

СИСТЕМА ПОСАДКИ СП-50М

НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ

Радиомаячная система посадки СП-50М предназначена для выполнения расчета и осуществления захода на посадку в сложных метеорологических условиях днем и ночью. В ее состав входит комплекс самолетного и наземного (ПРМГ-2) оборудования. Самолетное оборудование СП-50М включает в себя радиоустрой­ства курсоглиссадной системы и маркерное радиоприемное устройст­во МРП-56П.

Курсовой радиоприемник КРП-ФМ предназна­чен для приема сигналов курсового радиомаяка, указывающего направление средней линии взлетно-посадочной полосы. Приемник работает в диапазо­не 108,3—110,3 МГц на шести каналах.

Глиссадный радиоприемник ГРП-2М предназна­чен для приема сигналов глиссадного радиомаяка, указывающего линию планирования (линию глис­сады), работает в диапазоне 332,6—335 МГц на трех каналах.

Маркерный радиоприемник МРП-56П принима­ет сигналы маркерного радиомаяка, работающего на частоте 75 МГц и указывающего момент пролета дальней и ближней приводных радиостанций.

Индикация положения самолета на курсе и глис­саде у летчиков, производится по приборам КППМ (комбиниро­ванный пилотажный прибор). Подключение прибо­ров КППМ к системе посадки производится переключателем «СП-50-РСБН» на блоке сопряжения верхнего щитка летчиков.

Фото 108.

 

Фото 109.

 

Фото 110.

 

Индикация у штурмана – по прибору ПСП-48. Коммутация приборов КППМ правого летчика и ПСП-48 штурмана осуществляется переключателем ВГ-15К «Стрелки положения КППМ – правый пилот – штурман», установленного на панели приборной доски правого летчика.

 Сигнализация момента пролета приводных радиостанций производится по звонку и сигнальным лампам.

В приемниках ГРП-2М и КРП-ФМ предусмотре­но устройство

Фото 111.

 

для предупреждения летчиков о неисправности в системе посадки.

Индикатором является бленкер (сигнализатор аварии), расположенный над соответствующей стрелкой прибора КППМ, закрытое положение ко­торого сигнализирует об исправном состоянии приемника и наземного маяка при нахождении са­молета в зоне его действия.

Сигнал с выхода радиоприемника ГРП-2М подается на горизонтальную стрелку двухстрелочного индикатора КППМ (ПСП-48), предназначенную для указания местонахождения самолета по

отношению к линии глиссады. Если самолет отклоняется от линии

Фото 112.

 

 

 

 

глиссады вниз, стрелка индикатора отклоняется вверх, если самолет отклоняется от линии глис­сады вверх, стрелка индикатора отклоняется вниз, т. е. когда самолет не находится на линии глиссады, стрелка указывает направление на линию глиссады. В случае полета точно по линии глиссады горизонтальная стрелка индикатора КППМ (ПСП-48) находится на линии, образованной горизонталь­ным рядом белых точек на шкале индикатора.

Аналогично описанному вертикальная стрелка индикатора КППМ (ПСП-48) указывает местонахождение самолета от­носительно линии курса. При отклонении самолета вправо стрелка индикатора отклоняется влево, при отклонении само­лета влево стрелка индикатора отклоняется вправо.

Основные ТТД:                                                                    

                                                               КРП-ФМ       ГРП-2М       МРП-56П

-Диапазон частот, МГц- ….............108,3-110,3    332,6-335,0          75;

- Количество фиксированных рабочих частот:…6(КРП)..........3(ГРП);

- Дальность действия, км при Н= 1000м …………………45км. 

в секторе ±8° относительно курсовой линии при Н= 300м ……………………18км.                                

-Питание, В-…………………+27, ~115       +27, ~115       +27, ~115

В комплект самолетного оборудования СП-50М входят;

- курсовой радиоприемник (КРП-ФМ), глиссадный радиоприемник (ГРП-2М), блок конденсаторов (АПБК-М – объединяет в себе конденсаторы, подключаемые к указателям курса и глиссады для предотвращения колебаний этих стрелок) и распределительная коробка - размещены в кабине экипажа под креслом правого летчика (фото 113);

- два прибора КППМ (из комплекта РСБН-2С) - на средней и правой панелях ППД (фото 109);

- прибор слепой посадки (ПСП-48) – на приборной доске штурмана (фото 111);

Фото 113.

 

Фото 114.

 

Фото 115.

 

 

Фото 116.

 

 

- маркерный радиоприемник (МРП-56П) и блок питания (БП) – на этажерке радиооборудования шп. 9 - 10 по левому борту (фото 115);

- внутрифюзеляжная антенна МРП-56П - под полом шп. 13-14 (фото 114,116);

- блок звуковой сигнализации (электрозвонок) – под панелью верхнего щитка летчиков;

- сигнальные лампы МАРКЕР - на средней и правой панелях ППД (фото 112);

- антенны: КРП-ФМ - наклеена изнутри на обтекатель антенны РЛС; ГРП-2М - наклеена на лобовом стекле фонаря кабины экипажа;

- переключатель КППМ СП-50 - РСБН - на блоке сопряжения верхнего щитка летчиков (фото 108);

- щиток дистанционного управления М-50 - размещен на верхнем щитке летчиков;

 

На самолетах, предназначенных для выполнения полетов на международных авиалиниях, устанавливается амплитудная при­ставка типа АП-1 (в кабине экипажа под креслом правого летчика) (фото 117), обеспечивающая работу курсового и глиссадного приемников с наземным оборудованием системы посадки ИЛС. На этих самолетах возле щитка М-50 имеется переключа­тель «СП-50—ИЛС»,  (фото 118) при установке которого в положение «ИЛС» подключается амплитудная приставка, и бортовая аппаратура не может работать с наземными радиомаяками системы СП-50.

Фото 117.

 

Фото 118.

 

 

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Фото 119. Щиток дистанционного управления СП-50М (М-50)

 

На передней панели щитка М-50 (фото 119) размещены:

- выключатель ВКЛ. - для включения питания КРП-ФМ и ГРП-2М;

- ручка-кнопка БАЛАНС, КОНТРОЛЬ НУЛЯ, НАЖАТЬ - для ус­тановки электрического нуля КРП-ФМ;

- переключатель каналов курса и глиссады на 6 положений, при­чем частота КРП-ФМ изменяется при каждом переключении номера канала, а частота ГРП-2М - только при переключении номера с чет­ного на больший нечетный, т.е. каждой из трех пар номеров каналов 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 соответствует одна из трех рабочих частот ГРП - 2М.

Прибор КППМ объединяет в себе указатели и бленкеры (аварий­ные сигнализаторы) курса и глиссады, механические корректоры, предназначенные для установки курсовой и глиссадной стрелок на нуль при выключенном питании приемников. При исправном состоя­нии КРП - ФМ и ГРП - 2М бленкеры КППМ должны быть закрыты, если самолет находится в зоне действия курсового и глиссадного ра­диомаяков.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Излучение глиссадного радиомаяка состоит из двух узко­направленных в вертикальной плоскости лепестков. Диаграм­ма направленности антенны глиссадного радиомаяка выби­рается таким образом, что равносигнальная зона, образован­ная лепестками излучения, точно соответствует линии глис­сады. При полете по линии глиссады величины сигналов на входе приемника будут одинаковыми от обоих лепестков. При отклонении от линии глиссады вверх и вниз на входе приемника будет преобладать соответственно сигнал от верх­него или нижнего лепестка.

Излучения верхнего и нижнего лепестков антенны глис­садного радиомаяка (рис. 18), кроме направленности, отличаются еще частотой модуляции: в системах «СП-50», «СП-50М» верхний лепесток модулирован частотой 150 Гц, нижний лепесток — частотой 90 Гц, т. е. выше равносигнальной зоны преобладает сигнал с модуляцией 150 Гц, ниже — сигнал с модуляцией 90 Гц. В системе «ИЛС» — наоборот: верхний лепесток моду­лирован частотой 90 Гц, нижний — частотой 150 Гц.

Рис. 18.

 

Таким образом, при полете в зоне излучения глиссадного радио­маяка глиссадный радиоприемник принимает два сигнала одной несущей частоты: один сигнал модулирован часто­той 90 Гц, другой — частотой 150 Гц. На выходе усилителя низкой частоты радиоприемника при этом имеются сигналы двух частот — 90 и 150 Гц. В зависимости от положения само­лета относительно равносигнальной зоны (линии глиссады) эти сигналы могут быть равны (при полете по линии глис­сады) или один из них будет больше другого (при отклоне­нии от линии глиссады).     Система из узкополосных низкочастотных фильтров и мостовой выпрямительной схемы, расположенная на выхо­де радиоприемника, позволяет разделить сигналы частот 90 и 150 Гц, выпрямить каждый из них в отдельности и сравнить величины выпрямленных токов в индикаторе КППМ (ПСП-48).

Встречно-направленные токи, получающиеся при выпрям­лении сигналов 90 и 150 Гц, воздействуют на горизонтальную стрелку индикатора. При полете в равносигнальной зоне сигналы частот 90 и 150 Гц равны, и стрелка индикатора не отклоняется. Если сигнал частоты 90 Гц больше сигнала частоты 150 Гц, стрелка индикатора в системах «СП-50», «СП-50М» отклоняется вверх (равносигнальная зона выше), если преобладает сигнал 150 Гц, стрелка индикатора откло­няется вниз (равносигнальная зона ниже). В системе «ИЛС» при превышении сигнала частоты 90 Гц стрелка индикатора отклоняется вниз, при превышении сигнала частоты 150 Гц стрелка отклоняется вверх. Кроме того, сумма выпрямлен­ных токов от сигналов частоты 90 и 150 Гц проходит через обмотку сигнализатора аварии, вследствие чего флажок пово­рачивается черной стороной к окну.

Приемная антенна радиоприемного устройства КРП-ФМ принимает сигналы курсового маяка. В системе инструмен­тальной посадки «СП-50» излучение курсового маяка (рис. 19) содержит две составляющие:      

1. Направленное излучение сигнала переменной фазы.

2.Направленное излучение сигнала постоянной фазы.

Рис. 19.

 

Направленное излучение сигнала переменной фазы обра­зует в горизонтальной плоскости две области, линия раздела которых является направлением курса посадки. Направлен­ное излучение представляет собой сигнал ультравысокой частоты, модулированный по амплитуде низкочастотным на­пряжением 60 Гц. Модулирующие напряжения в обеих облас­тях находятся между собой в противофазе.

Направленное излучение сигнала постоянной фазы пред­ставляет собой сигнал той же ультравысокой частоты, моду­лированный по амплитуде частотой 10 кГц, которая, в свою очередь, модулирована по частоте 60 Гц.

Применение частоты 10 кГц и частотной модуляции вызвано необходимостью раздельного выделения в радио­приемнике обоих 60-периодных модулирующих напряжений, содержащихся в сигналах радиомаяка.

Фаза 60-периодного напряжения, модулирующего по частоте 10 кГц в любой точке пространства в зоне действия маяка одинакова и находится в фазе с модулирующим на­пряжением другой области излучения сигнала переменной фазы.

Так как фаза модулирующего напряжения 60 Гц в зоне действия маяка одинакова при любом положении самолета в пространстве, будем в дальнейшем называть эту часть из­лучения излучением постоянной фазы.

Направленное излучение, фаза модулирующего напряже­ния которого меняет свой знак при переходе самолета из одной области в другую, будем называть излучением пере­менной фазы.

Когда самолет находится точно на линии курса, приемная антенна курсового радиоприемника воспринимает излучение только постоянной фазы. В этом случае стрелка индикатора курса находится в среднем (нулевом) положении.

При отклонении самолета от линии курса в ту или иную сторону на приемную антенну воздействует также и излуче­ние переменной фазы. В зависимости от направления отклонения самолета от линии курса модулирующие напряжения 60 Гц обоих излучений будут либо совпадающими, либо противоположными по фазе.

Сопоставление фаз этих напряжений в специальном фазосравнивающем устройстве обусловливает направление откло­нения стрелки индикатора курса. Стрелка отклоняется в ту сторону, где находится линия курса, и показывает, куда надо довернуть самолет, чтобы вывести его на линию курса.

Принцип работы маркерного радиоприемного устройства со­стоит в следующем. Маркерный радиомаяк представляет собой передатчик, антенна которого излучает радиоволны в заданном пространственном секторе в вертикальном направлении. Сигна­лом маяка являются колебания частотой 75 МГц, которые амплитудно модулированы с частотой 3 кГц.

В соответствии с излучением маяка маркерный приемник имеет фиксированную настройку на частоту 75 МГц. Принятый сигнал в приемнике усиливается, затем детектор выделяет из него напряжение частотой 3 кГц. После его усиления это напряжение выпрямляется, полученное постоянное напряжение усиливается и подается на электромагнитное реле. В результате реле включает электропитание звонка и сигнальных ламп от бортовой сети по­стоянного   тока.

Таким образом, во время пролета зоны излучения маркерного маяка в кабине экипажа звучит звонок и загораются лампы «Мар­кер». Входящие в состав системы посадки маркерные радиомаяки излучают сигналы короткими посылками («тире» — дальний маяк и «точки» — ближний), в соответствии с которыми включаются звонок и лампы.

 

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Для проверки СП-50М необходимо:

1. Включить АЗС КРП, ГРП; МРП на щите АЗС радиста;

2. Включить выключатель ВКЛ на щитке управления;

3. Установить переключатель КППМ РСБН - СП-50 на блоке со­пряжения верхнего щитка летчиков в положение СП-50;

4. Установить на щитке управления М-50 необходимый номер ка­нала. При нахождении самолета в зоне действия наземных маяков за­крываются бленкеры и отклоняются планки положения приборов КППМ.

5. Нажать ручку - кнопку на щитке управления М-50, при этом планка курса должна установиться в нулевое положение. При необхо­димости поворотом нажатой ручки - кнопки влево - вправо устано­вить курсовую планку точно в центр прибора.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ

В полете перед заходом на посадку питание приемников необхо­димо включить не позже, чем за 10 мин. до входа в зону действия наземных маяков. Перед включением приемников следует убедиться, что стрелки указателей курса и глиссады находятся в нулевом положении на приборе КППМ. При необходимости установить их с помощью механических корректоров, выведенных под шлиц на лицевую часть прибора КППМ.

После включения:

- установить необходимый номер канала на щитке управления. При заходе в зону действия курсового и глиссадного маяков закрыва­ются бленкеры на КППМ;

- проверить и в случае необходимости установить баланс курсово­го канала поворотом нажатой ручки-кнопки КОНТРОЛЬ НУЛЯ на щитке управления.

Планки приборов КППМ указывают положение зон курса и глис­сады относительно самолета. Пилотирование выполнять таким обра­зом, чтобы планки положения курса и глиссады находились в преде­лах центрального кружка приборов КППМ.

В процессе захода на посадку работу системы контролируют по положению бленкеров указателей. Если курсовой или глиссадный бленкер открыт, то это свидетельствует о неисправности соответст­вующей системы и ее использовать запрещается.

При полетах по зарубежным маякам переключатель СП-50 - ИЛС установить в положение ИЛС.

При пролете маркерных радиомаяков звенит звонок, и загораются сигнальные лампы МАРКЕР на ППД.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. При работе MB - ДМВ радиостанций на пе­редачу на частотах, равных (близких) частоте приемника КРП - ФМ, возможно их влияние на работу КРП - ФМ, проявляющееся в откло­нении курсовой планки и выпадении бленкера.

2. При работе MB - ДМВ радиостанций на передачу на частотах, равных или кратных частоте настройки ГРП - 2М, возможно их влия­ние на работу ГРП - 2М, проявляющееся в отклонении глиссадной планки и в выпадении бленкера.

3. При работе KB радиостанции на передачу возможно ее влияние на радиоприемники КРП - ФМ и ГРП - 2М, проявляющееся в откло­нении их курсовой и глиссадной планок и в выпадении бленкеров.

Курсовой, глиссадный и маркерный приемники питаются постоянным и переменным однофазным токами от основных шин бортовой сети. Цепи их питания по постоянному току защищены АЗС-5 «КРП, ГРП» и АЗС-2 «МРП», установленным на щите АЗС, а также двумя предохрани­телями на 10 А (один для курсового и один для глиссадного прием­ника), которые размещены в распределительной коробке. Цепи питания приемников по переменному току защищаются предохранителями СП-1  (КРП, ГРП, МРП).

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz