АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС АРК-УД
НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ
АРК-УД предназначен для привода поисковых самолетов на радиомаяки непрерывного и импульсного излучения с целью осуществления поиска и обнаружения самолетов и экипажей, подлежащих поиску, и снабженных УКВ и ДЦВ радиомаяками.
Радиокомпас обеспечивает:
- круговое автоматическое курсоуказание и привод самолета на УКВ и ДЦВ радиомаяки (здесь и далее под словом «радиомаяк» нужно понимать и радиостанции УКВ и ДЦВ диапазонов, работающие на привод как радиомаяки), работающие с кварцевой стабилизацией частоты в режиме непрерывного излучения высокочастотных сигналов, модулированных с частотой 300— 2000 Гц или немодулированных с тональными позывными или в импульсном режиме с длительностью импульса 40 мкс и частотой следования 300 Гц;
- четкую отметку момента пролета радиомаяка путем изменения показаний индикатора курса на 180°;
- слуховое опознавание летчиком (штурманом) поискового самолета сигналов радиомаяка, на который осуществляется привод.
Принцип действия радиокомпаса АРК-УД аналогичен принципу действия средневолнового радиокомпаса АРК-11, за исключением некоторых особенностей, связанных с наличием двух независимых каналов: канала обнаружения и канала привода. Оба канала имеют раздельные антенные системы, свои приемные устройства, обеспечиваются устройством поиска и автоподстройки частоты.
Канал обнаружения обеспечивает поиск, обнаружение и прослушивание позывных, а канал привода служит для непрерывного автоматического пеленгования прослушиваемого сигнала.
В радиокомпасе АРК-УД осуществляется индикация работающих маяков на соответствующие сигнальные лампы и имеется система встроенного контроля, обеспечивающая оперативную проверку работоспособности при предполетной проверке и проверке радиокомпаса в воздухе.
Радиокомпас работает с наземными радиомаяками на шести каналах ультракоротковолнового поддиапазона и на одном канале дециметрового поддиапазона в следующих режимах;
«ШП» — работа в широкой полосе частот по сигналам непрерывного излучения;
«УП» — работа в узкой полосе частот по сигналам непрерывного излучения;
«И» — работа по сигналам радиомаяков, работающих в импульсном режиме.
Принцип работы системы встроенного контроля основан на вырабатывании специальным генератором сигнала, имитирующего наземный радиомаяк. При нажатии кнопки «Контр.» контрольный сигнал генератора встроенного контроля поступает на измерительную линию, размещенную в антенном блоке и радиокомпас должен работать так же, как и от наземного радиомаяка. Проверка производится на четвертом канале УКВ поддиапазона (121,5 МГц) и на первом канале ДЦВ поддиапазона (243 МГц) во всех режимах («УП», «ШП», «И»).
Прослушивание позывных сигналов радиомаяков осуществляется летчиками и штурманом, для чего телефонный выход радиокомпаса подключен на клеммы спецсигнала абонентских аппаратов СПУ-7 этих членов экипажа через выключатели «Прослушивание. АРК-УД — Откл.» (у штурмана) и «Прослушивание. АРК-УД – РСБН» (на средней панели верхнего щитка летчиков). В положении «АРК-УД» этого выключателя, независимо от положения органов управления на абонентском аппарате, будет прослушиваться телефонный выход канала обнаружения радиокомпаса АРК-УД.
Фото 78.
Индикация курса (и момента пролета) ведется у летчиков на стрелки № 2 указателей УПДБ-2 (из комплекта АРК-11). Для осуществления необходимой коммутации стрелок указателей УПДБ-2 для левого и правого летчиков установлены переключатели «Индикация АРК-11 №2-АРК-УД» (фото 78).
У штурмана индикация ведется на прибор БСУП-2 без дополнительной коммутации.
Электропитание радиокомпаса АРК-УД осуществляется от основных шин бортсети постоянного тока напряжением 27В, сети переменного тока напряжением 115 В, 400 Гц и сети переменного трехфазного тока напряжением 36 В, 400 Гц (фазы А и С). Электропитание постоянным током производится через автомат защиты сети АЗС-2 («АРК-УД»), установленный на верхнем щитке штурмана, переменным током 115 и 36В, 400 Гц — через плавкие предохранители СП-2, установленные на панели 115/36 В.
Основные ТТД:
номера каналов 1 2 3 4 5 6
- рабочие частоты:
МГц-УКВ 114,166 114,333 114,583 121,5 123,1 124,1
ДЦВ 243.0
-дальность действия при полете на радиостанцию
Р-855УМ при Н=3000м и нахождении этой
радиостанции на высоте 1,5м над землей, км УКВ….........не хуже 100;
ДЦВ ………не хуже 75;
- погрешность пеленга на нулевом курсе при гориз. полете, град....не более 3;
- точность выхода на радиостанцию Р-855УМ при Н=1000м, м …± 200;
- питание ………………………27 В, 115 В 400 Гц, 36 В 400 Гц;
В комплект АРК-УД входят:
- пульт управления - размещен на приборной доске штурмана (фото 88);
- приемопеленгаторное устройство, состоящее из блока приемного устройства (блок БПУ АРК-УД) и блока пеленгатора (блок БП), а также генератор встроенного контроля (ГВК) и распределительная коробка (КР) - размещены на этажерке между шп. 9-10 справа (фото 79,80);
Фото 79.
Фото 80.
- антенный блок, антенный усилитель (УА) — размещены в нижней части фюзеляжа между шп. 12-13 в плоскости симметрии самолета (фото 81-83);
Фото 81
Фото 82.
Фото 83.
- ненаправленная антенна для канала поиска и обнаружения (фото84,85)- размещена в нижней части фюзеляжа между шп. 3—4 справа (если самолет оборудован радиостанциями Р-863), либо на фюзеляже снизу, в районе шп. 18-19 (если самолет оборудован радиостанциями типа Р-832М и Р-802В);
Фото 84.
Фото 85.
- указатель КУР типа БСУП-2 - размещен на приборной доске штурмана. В качестве указателей курса летчиков АРК-УД используются указатели УПДБ-2 (фото 86) (АРК-11, стрелка №2).
Фото 86.
Фото 87.
- механический переходный блок 6С2.399.021 (фото 87)
(под столом штурмана);
Кроме того:
- клеммные колодки и коммутирующая аппаратура (выключатели и переключатели).
Антенна АШС-УД используется только для приемника канала обнаружения, механический переходный блок 6С2.399.021 служит для согласования датчика антенного блока с сельсинами-приемниками указателей курса УПДБ-2 и БСУП-2. Коммутирующие переключатели обеспечивают коммутацию цепей индикации между радиокомпасом АРК-11 № 2 и АРК-УД и подключение телефонного выхода к клемме спецсигнала для прослушивания позывных.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Фото 88. Пульт управления АРК-УД
На передней панели пульта управления размещены (фото 88):
* переключатель режимов работы на пять положений:
ВЫКЛ., УП, ШП, И, РПК - предназначен для включения и выбора режима работы:
* УП - для узкополосного приема сигналов маяков непрерывного излучения;
* ШП - для широкополосного приема сигналов маяков непрерывного излучения;
* И - для приема сигналов маяков импульсного излучения;
* РПК (радиополукомпас) - для индикации стороны расположения радиостанции относительно продольной оси самолета – этот режим на самолете не задействован;
* переключатель ЧУВСТВ. Б - М - для изменения чувствительности приемника при пеленгации;
- переключатель КАНАЛЫ - для установки частоты нужного канала в УКВ и ДЦВ диапазонах;
- переключатель диапазонов УКВ - ДЦВ;
- регулятор громкости - для изменения уровня выходного сигнала на телефонном выходе;
- кнопка КОНТРОЛЬ - для проверки работоспособности аппаратуры на земле и в полете с помощью ГВК;
- кнопки АНТ. Л - П - для контроля работоспособности аппаратуры (отклонения рамочной антенны влево - вправо).
ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Для проверки АРК-УД необходимо включить АЗС АРК-УД на приборной доске штурмана. Работоспособность АРК-УД проверяется встроенным контролем от генератора встроенного контроля (ГВК) на аварийных частотах.
Для проверки в MB диапазоне необходимо:
- установить переключатель УКВ - ДЦВ на пульте управления в положение УКВ;
- переключатель КАНАЛЫ установить в положение 4;
- переключатель режимов работы установить в положение ШП;
-установить переключатель ИНДИКАЦИЯ И ПРОСЛУШ. АРК-11 №2, РСБН - АРК-УД на верхнем щитке летчиков в положение АРК-УД, а переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 в положение РК-2;
- нажать кнопку АНТ. Л (или АНТ. П ) на пульте управления АРК-УД и установить стрелку указателя КУР на 30° (или 330°), после чего отпустить кнопку;
- нажать кнопку КОНТР, на пульте управления АРК-УД и удерживать ее в таком положении 10-15 с. При этом стрелка указателя курса должна автоматически установиться на 180° с точностью + 10°, лампы сигнализаторов УП и ШП на пульте управления АРК-УД должны загореться и в телефонах должен прослушиваться сигнал высокого тона частотой 1000 Гц;
- установить нужную громкость сигнала регулятором громкости на пульте управления АРК-УД;
- установить переключатель режимов работы в положение УП и выполнить аналогичную проверку в данном режиме;
- установить переключатель режимов работы в положение И и выполнить проверку, описанную выше. При этом стрелка указателя курса должна установиться в положение 180°, должна загореться лампа сигнализатора И, а в телефонах должен прослушиваться сигнал низкого тона частотой 300 Гц.
При проверке АРК-УД в режиме И возможно свечение лампы сигнализатора УП.
Для проверки АРК-УД в ДМВ диапазоне:
- установить переключатель диапазонов на пульте управления в положение ДЦВ;
- установить переключатель КАНАЛЫ в положение 1;
- проверить работоспособность АРК-УД в режимах ШП, УП, И указанным выше методом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ
После выхода в район поиска и включения АРК-УД штурман обязан:
- установить на пульте управления переключатель режимов работы в положение ШП, переключатель диапазонов и переключатель КАНАЛЫ - на частоту работающего маяка, регулятор громкости - в положение максимальной громкости;
- установить переключатель ПРОСЛУШ. АРК-УД - АРК-11 №2, РСБН на верхнем щитке штурмана в положение АРК-УД, переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ - в положение РК-2;
- при появлении в телефонах позывных сигналов маяка отрегулировать громкость и убедиться, что принимается требуемый сигнал по загоранию соответствующей лампы - сигнализатора. При приеме сигнала маяка непрерывного излучения должны загореться лампы - сигнализаторы УП и ШП, при приеме сигнала импульсного маяка должна загореться лампа-сигнализатор И.
При наличии помех возможно свечение сигнализаторов И, УП, ШП. В режиме дежурного приема при обнаружении сигнала должна загореться соответствующая лампа - сигнализатор.
После обнаружения маяка:
- установить переключатель режимов работы в положение, соответствующее горящей лампочке - сигнализатору (УП, ШП, И);
- установить переключатель ЧУВСТВ. Б - М в положение Б, при этом стрелка указателя БСУП-2 должна, установиться в положение пеленга;
- нажимая кнопку АНТ. Л или АНТ. П, отвести стрелку указателя курса влево или вправо от положения пеленга и убедиться, что стрелка возвращается в прежнее положение.
Командир экипажа (помощник к. э.) при входе самолета в зону действия маяка обязан:
- установить переключатель ИНДИКАЦИЯ И ПРОСЛ. АРК-11 №2, РСБН - АРК-УД на верхнем щитке летчиков в положение АРК-УД;
- установить переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 в положение РК-2;
- пилотировать самолет в режиме УП, удерживая стрелку №2 указателя УПДБ-2 на нулевом делении. По мере увеличения громкости сигнала перейти на режим ШП, для чего дать указание штурману установить переключатель режимов работы на пульте управления в положение ШП. Момент пролета местонахождения маяка определяется поворотом стрелки на указателях КУР на 180°.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Включать радиокомпас при работе двигателей на режиме земного малого газа ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. При работе радиостанций Р-863 №1 и №2 на передачу приемник АРК-УД автоматически отключается от антенны.
2. Применять АРК-УД для определения фактического направления на радиостанцию на КУР, отличных от 0°, не рекомендуется.
3. В связи с совпадением рабочих частот передатчиков радиостанций Р-863 и приемника АРК-УД при их одновременной работе во время ведения поисковых работ возможно увеличение уровня помех на выходе АРК-УД и уходы стрелок указателей АРК-УД от положения КУР.
Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)