Яндекс.Метрика

 

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС АРК-УД

 

НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ

АРК-УД предназначен для привода поисковых самолетов на ра­диомаяки непрерывного и импульсного излучения с целью осуществ­ления поиска и обнаружения самолетов и экипажей, подлежащих по­иску, и снабженных УКВ и ДЦВ радиомаяками.

Радиокомпас обеспечивает:

- круговое автоматическое курсоуказание и при­вод самолета на УКВ и ДЦВ радиомаяки (здесь   и   далее   под   словом   «радиомаяк»   нужно   по­нимать и радиостанции УКВ и ДЦВ диапазонов, работающие на привод как радиомаяки), рабо­тающие с кварцевой стабилизацией частоты в ре­жиме непрерывного излучения высокочастотных сигналов, модулированных с частотой 300— 2000 Гц или немодулированных с тональными по­зывными или в импульсном режиме с длитель­ностью импульса 40 мкс и частотой следования 300 Гц;

- четкую отметку момента пролета радиомаяка путем изменения показаний индикатора курса на 180°;

- слуховое опознавание летчиком (штурманом) поискового самолета сигналов радиомаяка, на ко­торый осуществляется привод.

Принцип действия радиокомпаса АРК-УД ана­логичен принципу действия средневолнового радио­компаса АРК-11, за исключением некоторых осо­бенностей, связанных с наличием двух независимых каналов: канала обнаружения и канала привода. Оба канала имеют раздельные антенные системы, свои приемные устройства, обеспечиваются устрой­ством поиска и автоподстройки частоты.

Канал обнаружения обеспечивает поиск, обна­ружение и прослушивание позывных, а канал при­вода служит для непрерывного автоматического пе­ленгования прослушиваемого сигнала.

В радиокомпасе АРК-УД осуществляется инди­кация работающих маяков на соответствующие сиг­нальные лампы и имеется система встроенного кон­троля, обеспечивающая оперативную проверку ра­ботоспособности при предполетной проверке и про­верке радиокомпаса в воздухе.

Радиокомпас работает с наземными радиомая­ками на шести каналах ультракоротковолнового поддиапазона и на одном канале дециметрового поддиапазона в следующих режимах;

«ШП» — работа в широкой полосе частот по сигналам непрерывного излучения;

«УП» — работа в узкой полосе частот по сигна­лам непрерывного излучения;

«И» — работа по сигналам радиомаяков, рабо­тающих в импульсном режиме.

Принцип работы системы встроенного контроля основан на вырабатывании специальным генерато­ром сигнала, имитирующего наземный радиомаяк. При нажатии кнопки «Контр.» контрольный сигнал генератора встроенного контроля поступает на из­мерительную линию, размещенную в антенном бло­ке и радиокомпас должен работать так же, как и от наземного радиомаяка. Проверка производится на четвертом канале УКВ поддиапазона (121,5 МГц) и на первом канале ДЦВ поддиапазона (243 МГц)  во всех режимах  («УП», «ШП», «И»).                                   

Прослушивание позывных сигналов радиомая­ков осуществляется летчиками и штурманом, для чего телефонный выход радиокомпаса подключен на клеммы спецсигнала абонентских аппаратов СПУ-7 этих членов экипажа через выключатели «Прослушивание. АРК-УД — Откл.» (у штурмана) и «Прослушивание. АРК-УД – РСБН» (на средней панели верхнего щитка летчиков). В положении «АРК-УД» этого выключа­теля, независимо от положения органов управления на абонентском аппарате, будет прослушиваться телефонный выход канала обнаружения радиоком­паса АРК-УД.                   

Фото 78.

 

Индикация курса (и момента пролета) ведется у летчиков на стрелки № 2 указателей УПДБ-2 (из комплекта АРК-11). Для осуществления необходи­мой коммутации стрелок указателей УПДБ-2 для левого и правого летчиков установлены переключа­тели «Индикация АРК-11 №2-АРК-УД» (фото 78).

У штурмана индикация ведется на прибор БСУП-2 без дополнительной коммутации.

Электропитание радиокомпаса АРК-УД осуществляется от основных шин бортсети по­стоянного тока напряжением 27В, сети переменного тока напряжением 115 В, 400 Гц и сети переменного трехфазного тока напряжением 36 В, 400 Гц (фазы А и С). Электропитание постоянным током производится через автомат защиты сети АЗС-2 («АРК-УД»), установленный на верхнем щитке штурмана, пере­менным током 115 и 36В, 400 Гц — через плавкие предохранители СП-2, установленные на панели 115/36 В. 

Основные ТТД:

номера каналов           1              2               3            4           5            6

- рабочие частоты:     

          МГц-УКВ    114,166    114,333    114,583     121,5     123,1     124,1        

                    ДЦВ       243.0    

-дальность действия при полете на радиостанцию

Р-855УМ при Н=3000м и нахождении   этой

 радиостанции на высоте 1,5м над землей, км УКВ….........не хуже 100;

                                                                               ДЦВ ………не хуже 75;

- погрешность пеленга на нулевом курсе при гориз. полете, град....не более 3;

- точность выхода на радиостанцию Р-855УМ при Н=1000м,  м …± 200;

- питание ………………………27 В, 115 В 400 Гц, 36 В 400 Гц;

  В комплект АРК-УД входят:

- пульт управления - размещен на приборной доске штурмана (фото 88);

- приемопеленгаторное устройство, состоящее из блока приемного устройства (блок БПУ АРК-УД) и блока пеленгатора (блок БП), а также генератор встроенного кон­троля (ГВК) и  распределительная коробка (КР) - размещены на этажерке между шп. 9-10 справа (фото 79,80);

Фото 79. 

 

Фото 80.

 

- антенный блок, антенный усилитель (УА) — размещены в нижней части фюзеляжа между шп. 12-13 в плоскости симметрии самолета (фото 81-83);

Фото 81

Фото 82.

 

 

Фото 83.

- ненаправленная антенна для канала поиска и обнаружения (фото84,85)- раз­мещена в нижней части фюзеляжа между шп. 3—4 справа (если самолет оборудован радиостанциями Р-863), либо на фюзеляже снизу, в районе шп. 18-19 (если самолет оборудован радиостанциями типа Р-832М и Р-802В);

Фото 84.

Фото 85.

- указатель КУР типа БСУП-2 - размещен на приборной доске штурмана. В качестве указателей курса летчиков АРК-УД использу­ются указатели УПДБ-2 (фото 86) (АРК-11, стрелка №2).

Фото 86.

Фото 87.

- механический переходный блок 6С2.399.021 (фото 87)

(под столом штурмана);

Кроме того:

 - клеммные колодки и коммутирующая аппарату­ра (выключатели и переключатели).

 Антенна АШС-УД используется только для при­емника канала обнаружения, механический пере­ходный блок 6С2.399.021 служит для согласования датчика антенного блока с сельсинами-приемника­ми указателей курса УПДБ-2 и БСУП-2. Коммутирующие переключатели обеспечивают коммутацию цепей индикации между радиокомпасом АРК-11 № 2 и АРК-УД и подключение телефонного выхо­да к клемме спецсигнала для прослушивания по­зывных.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Фото 88. Пульт управления АРК-УД

На передней панели пульта управления размещены (фото 88):

* переключатель режимов работы на пять положений:

ВЫКЛ., УП, ШП, И, РПК - предназначен для включения и выбора режима работы:

* УП - для узкополосного приема сигналов маяков непрерывного излучения;

* ШП - для широкополосного приема сигналов маяков непрерыв­ного излучения;

* И - для приема сигналов маяков импульсного излучения;

* РПК (радиополукомпас) - для индикации стороны расположения радиостанции относительно продольной оси самолета – этот режим на самолете не задействован;

* переключатель ЧУВСТВ. Б - М - для изменения чувствительно­сти приемника при пеленгации;

- переключатель КАНАЛЫ - для установки частоты нужного ка­нала в УКВ и ДЦВ диапазонах;

- переключатель диапазонов УКВ - ДЦВ;

- регулятор громкости - для изменения уровня выходного сигнала на телефонном выходе;

- кнопка КОНТРОЛЬ - для проверки работоспособности аппарату­ры на земле и в полете с помощью ГВК;

- кнопки АНТ. Л - П - для контроля работоспособности аппарату­ры (отклонения рамочной антенны влево - вправо).

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Для проверки АРК-УД необходимо включить АЗС АРК-УД на приборной доске штурмана. Работоспособность АРК-УД проверяется встроенным контролем от генератора встроенного контроля (ГВК) на аварийных частотах.

Для проверки в MB диапазоне необходимо:

- установить переключатель УКВ - ДЦВ на пульте управления в положение УКВ;

- переключатель КАНАЛЫ установить в положение 4;

- переключатель режимов работы установить в положение ШП;

-установить переключатель ИНДИКАЦИЯ И ПРОСЛУШ. АРК-11 №2, РСБН - АРК-УД на верхнем щитке летчиков в положение АРК-УД, а переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 в положение РК-2;

- нажать кнопку АНТ. Л (или АНТ. П ) на пульте управления АРК-УД и установить стрелку указателя КУР на 30° (или 330°), после чего отпустить кнопку;

- нажать кнопку КОНТР, на пульте управления АРК-УД и удер­живать ее в таком положении 10-15 с. При этом стрелка указателя курса должна автоматически установиться на 180° с точностью + 10°, лампы сигнализаторов УП и ШП на пульте управления АРК-УД должны загореться и в телефонах должен прослушиваться сигнал вы­сокого тона частотой 1000 Гц;

- установить нужную громкость сигнала регулятором громкости на пульте управления АРК-УД;

- установить переключатель режимов работы в положение УП и выполнить аналогичную проверку в данном режиме;

- установить переключатель режимов работы в положение И и вы­полнить проверку, описанную выше. При этом стрелка указателя курса должна установиться в положение 180°, должна загореться лампа сигнализатора И, а в телефонах должен прослушиваться сигнал низко­го тона частотой 300 Гц.

При проверке АРК-УД в режиме И возможно свечение лампы сиг­нализатора УП.

Для проверки АРК-УД в ДМВ диапазоне:

- установить переключатель диапазонов на пульте управления в положение ДЦВ;

- установить переключатель КАНАЛЫ в положение 1;

- проверить работоспособность АРК-УД в режимах ШП, УП, И указанным выше методом.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ

После выхода в район поиска и включения АРК-УД штурман обя­зан:

- установить на пульте управления переключатель режимов работы в положение ШП, переключатель диапазонов и переключатель КА­НАЛЫ - на частоту работающего маяка, регулятор громкости - в по­ложение максимальной громкости;

- установить переключатель ПРОСЛУШ. АРК-УД - АРК-11 №2, РСБН на верхнем щитке штурмана в положение АРК-УД, переключа­тель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ - в положение РК-2;

- при появлении в телефонах позывных сигналов маяка отрегули­ровать громкость и убедиться, что принимается требуемый сигнал по загоранию соответствующей лампы - сигнализатора. При приеме сиг­нала маяка непрерывного излучения должны загореться лампы - сиг­нализаторы УП и ШП, при приеме сигнала импульсного маяка должна загореться лампа-сигнализатор И.

При наличии помех возможно свечение сигнализаторов И, УП, ШП. В режиме дежурного приема при обнаружении сигнала должна за­гореться соответствующая лампа - сигнализатор.

После обнаружения маяка:

- установить переключатель режимов работы в положение, соот­ветствующее горящей лампочке - сигнализатору (УП, ШП, И);

- установить переключатель ЧУВСТВ. Б - М в положение Б, при этом стрелка указателя БСУП-2 должна, установиться в положение пеленга;

- нажимая кнопку АНТ. Л или АНТ. П, отвести стрелку указателя курса влево или вправо от положения пеленга и убедиться, что стрел­ка возвращается в прежнее положение.

Командир экипажа (помощник к. э.) при входе са­молета в зону действия маяка обязан:

- установить переключатель ИНДИКАЦИЯ И ПРОСЛ. АРК-11 №2, РСБН - АРК-УД на верхнем щитке летчиков в положение АРК-УД;

- установить переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 в положение РК-2;

- пилотировать самолет в режиме УП, удерживая стрелку №2 ука­зателя УПДБ-2 на нулевом делении. По мере увеличения громкости сигнала перейти на режим ШП, для чего дать указание штурману ус­тановить переключатель режимов работы на пульте управления в по­ложение ШП. Момент пролета местонахождения маяка определяется поворотом стрелки на указателях КУР на 180°.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Включать радиокомпас при работе двигателей на режиме земного малого газа ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. При работе радиостанций Р-863 №1 и №2 на передачу приемник АРК-УД автоматически отключается от антенны.

2. Применять АРК-УД для определения фактического направления на радиостанцию на КУР, отличных от 0°, не рекомендуется.

3. В связи с совпадением рабочих частот передатчиков радиостан­ций Р-863 и приемника АРК-УД при их одновременной работе во время ведения поисковых работ возможно увеличение уровня помех на выходе АРК-УД и уходы стрелок указателей АРК-УД от положе­ния КУР.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz