СВЯЗНАЯ КВ и СВ РАДИОСТАНЦИЯНАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ В состав связной радиостанции входят: - коротковолновый радиопередатчик Р-836; - средневолновый радиопередатчик СВБ-5; - радиоприемник УС-8К. Радиостанция предназначена для двусторонней телефонно-телеграфной связи экипажа с наземными командными пунктами и между самолетами в воздухе. Передача и прием сигналов радиостанции производятся через самолетное переговорное устройство, при этом переключатель радиостанций на абонентском аппарате СПУ-7 должен находиться в положении КР, при использовании радиопередатчика СВБ-5 — в положении СР. Радиопередатчик Р-836 ТТХ: Диапазон частот. Диапазон частот радиопередатчика 1,5—24 МГц. Частоты радиопередатчика устанавливаются по градуировочным таблицам в инструкции по настройке (индивидуальная для радиопередатчика, находится на рабочем месте воздушного радиста). Частоты радиопередатчика даны в градуировочных таблицах: в диапазоне 1,5 – 3 Мгц – через 1 кгц; в диапазоне 3– 6 Мгц – через 2 кгц; в диапазоне 6 – 12 Мгц – через 4 кгц; в диапазоне 12 – 24 Мгц – через 8 кгц; Все промежуточные частоты определяются методом интерполяции. Стабильность параметров передатчика обеспечена герметизацией и термостатированием элементов, определяющих его частоту. В передатчике предусмотрена автоматическая дистанционная перестройка в полете на любую из 18 заранее настроенных и зафиксированных частот. Время перестройки с одной частоты на другую не превышает 20 с. Передатчик допускает длительную работу в течение 24ч по циклу: 5 мин — передача, 10 мин - прием и непрерывная работа в течение 30 мин в режиме настройки. Мощность излучения радиопередатчика 100—250 Вт — в телеграфном и 60 Вт — в телефонном режимах. При работе в режиме ТЛГ используется телеграфный ключ из комплекта средневолнового блока СВБ-5. Микрофонные и пусковые цепи радиопередатчика подсоединены к СПУ-7. При работе радиопередатчика загорается светосигнальное табло «Раб. ПРД.-Кв-СВ» на средней приборной доске пилотов и приборной доске штурмана; Управление передатчиком производится дистанционно с пульта радиста или летчика, а настройка — непосредственно с передней панели. В передатчике предусмотрены следующие виды контроля: слуховой контроль за своей работой; контроль за питающими напряжениями и токами ламп передатчика; контроль за частотой с помощью кварцевого калибратора. Передатчик работает на тросовую антенну. В комплект радиопередатчика входят: передатчик Р-836, состоящий из блоков: Б1 (возбудитель), Б2 (антенный контур выходного каскада), БЗ (блок питания, коммутации и модулятора), Б4 (ламповый блок), Б5 (блок выпрямителей); пульт радиста — блок Б6; пульт летчика — блок Б7; блок фильтров — блок Б11 (коробка фильтров); микрофон; кварцевый калибратор — блок Б8 (на самолет не устанавливается); три лампы сигнализации. Фото 29. Пульт летчика (Б7). Фото 30. Пульт радиста (Б6). Фото 31. Передатчик Р-836. Блоки передатчика размещены следующим образом: передатчик Р-836, блок фильтров, пульт радиста и микрофон — у рабочего места радиста на шпангоуте 7, справа по борту; пульт пилота (блок Б7) — на вертикальной панели правого пульта летчиков. Электропитание осуществляется от сети переменного тока 115 В, 400 Гц и сети постоянного тока 27В. Мощность, потребляемая радиопередатчиком: по сети переменного тока 115В — не более 1500 В-А; по сети постоянного тока 27В — не более 400 Вт. Контроль питающих напряжений и токов ламп производится по прибору ИПЗ-1, расположенному на передней панели блока Б3 радиопередатчика, при установке переключателя режимов работ В3-2 «НАСТР.— ДИСТ.» в положение «НАСТР.». При установке переключателя контроля В3-1 «контроль токов» в одно из положений, контролируются следующие цепи: Фото 32. Блок Б3.
«~ 6,3» — переменное напряжение 6,3в 400 гц; «А» — Анодный ток лампы ГК-71 (Л4-1, Л4-2); «+ 150» — стабилизированное напряжение +150в лампы автогенератора; «+230» — напряжение +230в ламп возбудителя и модулятора; «УС» — напряжение смещения на управляющих сетках ламп ГК-71 (Л4-1, Л4-2); «КВ» — катодный ток лампы 6П1П-ЕВ (Л1-7) оконечного усилителя-возбудителя; «ЭС» — напряжение на экранных сетках ламп ГК-71 (Л4-1, Л4-2); «+6,3» — стабилизированное напряжение +6,3в накала лампы автогенератора; «+27» — напряжение бортсетн +27в; «-160» — напряжение смещения -160в на защитных сетках ламп (Л4-1, Л4-2). Величины показания прибора ИП3-1 при соответствующих положениях переключателя В3-1 приводятся в инструкции по настройке индивидуально для каждого радиопередатчика. При номинальном значении напряжений бортсети показания прибора при настроенном радиопередатчике должны лежать в пределах 1,0 деления в положениях «~ 6,3», «+ 150», «+230», «УС», «КВ», «ЭС», «+6,3», «+27», «-160». В ту или другую сторону от значений, указанных в таблице. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАСТРОЙКИ Ручки настройки радиопередатчика расположены на передней лицевой панели блоков Б1 и Б2 и имеют буквенные обозначения: «А», «Б», «В», «Г», «Д» и «Е» (фото 33). В центре этих ручек имеются стопорные винты для закрепления ручек при настройке радиопередатчика на фиксированные частоты. Ручки управления («НАСТР.—ДИСТ.», «КАНАЛЫ», «контроль токов») расположены на передней панели блока БЗ. Ручки дистанционного управления (выбор рода работ, выбор номера канала, регулятор самоконтроля и т. д.) расположены на блоках Б6 и Б7. Кроме ручек настройки и управления, на передней панели блока БЗ расположены: гнездо «ВМ» для вставления штеккера внешней модуляции, измерительный прибор ИПЗ-1, сигнальные лампочки барозащиты «Б» и термостата «Т». На левой боковой стенке блока Б2 расположены: антенный изолятор, входной штуцер и предохранительный клапан системы наддува блока. С левой лицевой стороны блока Б2 расположен изолятор с клеммой для присоединения входа приемника. С левой боковой стороны рамы радиопередатчика расположены штепсельные разъемы для соединения с бортсетью, пультами управления, антенно-коммутирующим устройством и приемником. П р и м е ч а н и е: на штепсельный разъем ШЗ-6 блока БЗ навертывается заглушка ШЗ-7. Без заглушки ШЗ-7 радиопередатчик включать запрещено! На передней панели блока Б4 установлена колодка для подключения кабеля кварцевого калибратора Б8. Назначение ручек настройки и управления Ручка «А» вращает ротор конденсатора переменной емкости и предназначена для точной установки по таблице заданной частоты возбудителя. Лимб ручки имеет шкалу на 200 делений с отсчетом по нониусу. Ручка «Б» управляет переключателями поддиапозонов рабочих частот возбудителя. Лимб ручки имеет четыре шкалы (по 8 делений каждая) с отметками от 1 до 32. Ручка «В» вращает ротор блока конденсатора переменной емкости настройки контуров возбудителя. Лимб ручки имеет две шкалы с отметками от 0 до 47 и от 50 до 97. Ручка «Г» вращает ротор конденсатора переменной емкости регулировки связи антенного контура с лампами выходного каскада радиопередатчика. Фото 33. ручки настройки блоков Б1, Б2. Лимб ручки «Г» имеет две шкалы с отметками от 0 до 10 и от 20 до 30. При установке ручки «Г» на отметки 20—30 в антенный контур включается дополнительный конденсатор. Ручка «Д» управляет комбинированным переключателем, изменяющим ступенями емкости антенного контура и переключающим схему этого же контура. Ручка имеет 12 положений. Ручка «Е» осуществляет плавное изменение индуктивности вариометра настройки антенного контура. Лимб ручки имеет две шкалы с отметками от 0 до 10 и от 20 до 30. При установке ручки на отметки 0—10 обмотки вариометра включены параллельно, при установке ручки на отметки 20—30 обмотки вариометра включены последовательно. Примечание: при установке ручки «Д» в нерабочее положение (не по риске), а также при переходе ручек «Г» и «Е» с одной шкалы на другую, что соответствует секторам лимбов между делениями 0—20, 10—30 для ручки «Г» и 0—30, 10—20 для ручки «Е», на лампы выходного каскада возбуждение не подается.Эти секторы ручек «Г» и «Е» являются нерабочими участками шкал и установка ручек в них не разрешается. Ручка «НАСТР.—ДИСТ.» управляет переключателем, дающим возможность осуществлять управление радиопередатчиком. Ручка «КАНАЛЫ» (на передней панели радиопередатчика и блоках Б6 и Б7) осуществляет выбор одной из ранее зафиксированных частот. Ручка «переключателя контроля токов» управляет переключателем, подключающим прибор ИПЗ-1 к одной из контролируемых цепей радиопередатчика. Ручка «ОПЕРАТОР-1—2» (на блоке Б7) дает возможность осуществлять управление радиопередатчиком, используя ручки на блоке Б7. Управление с блока Б6 снимается при установке переключателя на блоке Б7 в положение «ОПЕРАТОР - 1». Ручка «ПРМ. СИМПЛ—ТЛГ—ТЛФ» (блок Б6) управляет переключателем, осуществляющим следующие функции: положение «ПРМ. СИМПЛ» выключает анодное питание всех ламп радиопередатчика. При этом производится симплексный прием на приемник радиостанции; положение «ТЛГ» (телеграф) — радиопередатчик переводится на телеграфную работу полудуплексом для передачи телеграфных сигналов ключом; положение «ТЛФ» (телефон) — радиопередатчик переводится на телефонную работу полудуплексом для передачи через микрофон или ларингофон. Ручками «САМОКОНТРОЛЬ», расположенными на блоках Б6 и Б7, регулируется напряжение, подаваемое на телефоны оператора для слухового контроля своей работы. Кнопка «ВЗЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ», расположенная на блоке Б6, предназначена для взятия управления операторами при работе с двумя блоками Б6. Передатчик СВБ-5Передатчик СВБ-5 используется при полетах в условиях высоких широт, когда связь на коротких волнах затруднена. Передатчик имеет плавный диапазон частот от 350 до 500 кГц. Управление радиопередатчиком — дистанционное. Пульт управления радиопередатчика СВБ-5, установленный на самолете, доработан для обеспечения совместной работы с передатчиком Р-836 в телеграфном режиме. Цикл работы передатчика: 5 мин — передача, 10 мин — перерыв. В комплект радиопередатчика входят: - пульт управления; - блок средних волн СВБ-5; - термоамперметр; – гальванометр; - антенный элемент; - силовой элемент; Фото 34. Блок средних волн. Блоки изделия СВБ-5 размещены в следующих местах: блок средних волн (фото 34) — на этажерке у шпангоута 7, по правому борту; пульт управления (фото 35) — на столе радиста; антенный элемент — между шпангоутами 6—7 в верхней части фюзеляжа, на правом борту; силовой элемент СВБ-5 — на полу у стенки шпангоута 7, по правому борту. Передатчик питается только от сети постоянного тока напряжением 27В, – выключатель питания (АЗР-30). Мощность, потребляемая передатчиком,— 800 Вт. Фото 35.
Фото 36. Силовой элемент (РУК-300Б) Радиоприемник УС-8КСамолетный радиоприемник УС-8К предназначен для приема телеграфных и телефонных сигналов. Он представляет собой семнадцатиламповый супергетеродинный приемник, имеющий коротковолновый диапазон частот от 2,1 до 20 МГц и один средневолновый диапазон 230—500 кГц. Радиоприемник УС-8К работает совместно с передатчиком Р-836 или СВБ-5 на одну общую антенну. Коммутация антенны на прием и передачу производятся в манипуляционных реле соответствующего передатчика. В режиме «Передача» антенный вход приемника замыкается на корпус. Блоки размещены следующим образом Приемник (фото 37) – под столом радиста; Пульт радиста (фото 38) – на стенке шпангоута 7; пульт летчика — на вертикальной панели правого пульта летчиков; переключатель пультов и блок питания — на полу между шпангоутами 5—7 у правого борта. Управление радиоприемником — электродистанционное с пульта управления радиста или правого летчика. Прослушивание сигналов осуществляется через СПУ-7. Переключатель радиостанций на абонентском аппарате СПУ должен быть в положении КР или СР (в зависимости от используемого передатчика). В комплект радиоприемника УС-8К входят: 1 - пульт управления правого летчика; 2 - переключатель пультов; 3 - приемник; 4 - блок питания, 5 - пульт управления радиста; – автомат защиты сети АЗС-2; – плавкий предохранитель на 5А; Фото 37. Приемник. Электропитание радиоприемника происходит от сети переменного тока напряжением 115В, 400 Гц и сети постоянного тока напряжением 27 В. Мощность, потребляемая приемником УС-8К: от сети постоянного тока — 10 Вт; кратковременное потребление от сети постоянного тока (при переключении диапазонов) — 180 Вт; от сети переменного тока — 140 В-А. Фото 38. Пульт управления.
Антенно-фидерная система связной станции и ее коммутация Работа передатчиков Р-836, СВБ-5 и приемника УС-8К производится на общую тросовую антенну, которая состоит из луча и снижения, изготовленных из провода ПАБ-4, и оттяжек из авиационного троса. Антенная система подвешивается между стойкой, установленной в районе шпангоутов 6—7 справа, и килем. Подключение снижения антенны к антенному вводу передатчика производится через контактную шпильку изолятора ФИП-45, установленного справа по борту в верхней части фюзеляжа, в районе шпангоутов 6—7. Коммутация антенны к соответствующему передатчику производится с помощью следующих элементов:
два реле РС-1 (Р1, Р2), установленных в коробке антенных реле; два реле ТКЕ52ПД (РЗ, Р4) и одно ТКЕ53ПД (Р5), установленных на панели 7. Кроме того, в этой схеме используются реле Р6, Р7, Р8 и манипуляционные реле, установленные в радиопередатчиках Р-836 и СВБ-5. В режиме «Прием», если питание на передатчики не подается, самолетная антенна подключается к антенной клемме приемника одновременно с включением УС-8К через контакты реле Р1 и клемму А передатчика Р-836, замкнутую на Аn его манипуляционным реле. Цепь питания реле Р1 обеспечивается нормально замкнутыми контактами обесточенных реле РЗ, Р4 и Р8. Если включить питание на передатчик Р-836, изменится только цепь питания реле Р1; в этом случае питание на реле Р1 подается через контакты 3—2 и 6—5 реле РЗ. Включение питания на передатчик СВБ-5 не изменит схему подключения антенны к приемнику. В режиме «Передача» предусматривается: подключение антенны именно к тому передатчику, где обеспечивается схема запуска; подсоединение к корпусу антенного входа и отключение питания экранных сеток радиоламп приемника; световая сигнализация о работе любого из передатчиков на рабочих местах штурмана и летчиков для предупреждения о возможных помехах в работе радиокомпаса при работе на передачу одного из передатчиков. При включении переключателя ПРМ—ПРД на пульте управления СВБ-5 в положение ПРД или нажатии кнопки «Радио» на рабочем месте одного из членов экипажа (переключатель СПУ в положении СР) обеспечивается цепь питания реле Р5, проходящая через нормально замкнутые контакты обесточенных реле Р7 и Р6 в пультах управления Р-836. Контакты 8—9 реле Р5 обеспечивают изменение полярности сигнала запуска передатчика СВБ-5 и включают его на передачу. Если реле Р5 сработает, то своими контактами 8—9 обеспечит питание реле Р8, которое через контакты 2—3 подаст питание на реле Р4 и Р2. Реле Р4 сработает, его контакты 4 и 5 разомкнутся и обесточат цепь питания обмотки антенного реле Р1. Контакты антенного реле Р2 подключат антенну к антенному элементу. Одновременно через контакты 2—3 и 5—6 реле Р5 подключается к цепям передатчика СВБ-5 цепь питания сигнальных ламп «Работает ПРД-КВ-СВ». При включении Р-836 на передачу подается питание на пульт управления (Б-6 или Б-7), срабатывает реле Р7 или Р6 от кнопки запуска «Радио» (переключатель СПУ в положении КР) и разрывается цепь запуска передатчика СВБ-5 (реле Р5 обесточится). При этом реле Р4, Р8 и антенное реле Р2 обесточатся, а реле Р1 окажется под током через нормально замкнутые контакты 4—5 и 1—2 реле Р4 и Р8. Таким образом, антенна подключится к передатчику Р-836. Питание сигнальных ламп в этом случае обеспечивается от сети +27 В передатчика Р-836 через контакты 4—5 и /—2 реле Р5 и контакты манипуляционного реле этого передатчика.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ Управление работой, настройка передатчика и приемника осуществляются бортрадистом. Выбор канала работы передатчика, и настройка приемника обеспечиваются с пультов управления помощника командира экипажа. Включать передатчик в телефонном режиме на передачу и прослушивать приемник можно также с рабочих мест командира экипажа и штурмана (только прослушивание) при установке на абонентском аппарате СПУ переключателя радиосвязей в положение КР, переключателя СПУ — РАДИО в положение РАДИО. Передатчик и приемник работают на жесткую антенну длиной 16,1 м. Включение и эксплуатация радиостанции Для включения радиостанции бортовому радисту необходимо: — включить АЗР НЕОН на приборной доске радиста и АЗС КВ ПРИЕМНИК на щитке АЗС; — установить переключатель ПРМ СИМПЛ — ТЛГ — ТЛФ на пульте управления передатчиком Р-836 у радиста в положение ТФЛ или ТЛГ в зависимости от выбранного режима; — установить на пульте необходимый для работы канал передатчика; — установить переключатель рода работы на абонентском аппарате СПУ в положение КР, а переключатель СПУ—РАДИО в положение РАДИО; — установить переключатель на пульте управления радиоприемником УС-8К в любое положение, кроме ВЫКЛ.; — настроить приемник на заданную частоту; — вести передачу, нажав тангенту РАДИО или телеграфный ключ; — установить необходимую громкость прослушивания регулятором САМОКОНТРОЛЬ. Для ведения связи помощнику командира экипажа необходимо: — установить на пульте управления Р-836 переключатель ОПЕРАТОР 1—2 в положение 1, при этом лампа ВКЛ. на пульте управления Р-836 радиста будет гореть вполнакала, а на пульте управления Р-836 помощника командира экипажа полным накалом; — установить переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ в положение КР, а переключатель СПУ — РАДИО в положение РАДИО; — нажать кнопку переключателя пультов радиоприемника УС-8К и настроить приемник на нужную частоту; — установить на пульте управления Р-836 необходимый для работы канал; — для ведения передачи нажать кнопку РАДИО на штурвале. Для ведения связи командиру экипажа необходимо: — установить переключатель на абонентском аппарате СПУ в положение КР, переключатель СПУ — РАДИО в положение РАДИО; — для ведения передачи нажать кнопку РАДИО на штурвале. Управление передатчиком СВБ-5 дистанционное с пульта на столе радиста. Питание включается от АЗР СВБ-5 на рабочем месте радиста. Настройка радиопередатчика Р-836 и блока СВБ-5 производится согласно инструкции, прилагаемой к каждой станции. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При работе радиопередатчиков Р-836 и СВБ-5 в режиме «Передача» возможно их влияние на радиостанции диапазонов МВ, МВ-ДМВ. На блоках радиостанции установлены предохранители: в радиопередатчике Р-836 — 6 шт. в пульте управления радиоприемника УС-8К — 2 шт. в средневолновом блоке СВБ-5 — 4 шт. Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА) |
|
© Oleg-Tulin |