Яндекс.Метрика

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС АРК-11

 

НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ

На самолете установлено два комплекта автома­тических радиокомпасов АРК-11, которые

пред­назначены для самолетовождения по приводным и широковещательным радиостанциям.

Радиокомпас АРК-11 обеспечивает непрерывный отсчет курсового угла радиостанции (угол между продольной осью самолета и направлением на ра­диостанцию) и позволяет:

- выполнять полет на радиостанцию и от нее с визуальной индикацией курса по указателю курса;

- определять местонахождение самолета по двум или более радиостанциям;

- выполнять совместно с другими приборами за­ход на посадку по системе ОСП;

- работать в качестве средневолнового приемника в диапазоне частот от 120 до 1340 кГц.

В радиокомпасе АРК-11 предусмотрена автома­тическая беспоисковая перестройка на одну из де­вяти заранее настроенных и зафиксированных частот.

Принцип работы радиокомпаса основан на авто­матическом сравнении двух сигналов, принимаемых направленной (рамочной) и ненаправленной (шлейфовой, поверхностной или тросовой) антеннами.

Ось рамочной антенны связана с осью стрелки указателя курса сельсинной системой. Сельсины-приемники указателей повторяют поворот сельсина-датчика рамки и показывают угол между продоль­ной осью самолета и направлением на радиостан­цию.

Весь диапазон частот радиокомпаса -120-1340 кГц разбит на 8 поддиапазонов, по 160 кГц каждый.

Сигналы с выхода радиокомпасов подаются в сеть самолетного переговорного устройства СПУ-7, что позволяет прослушивать позывные сигналы ра­диостанций через абонентские аппараты летчиков, штурмана и радиста. При этом положение переклю­чателя радиосвязей на абонентском аппарате РК-1 соответствует подключению радиокомпаса АРК-11 № 1, а положение РК-2 соответствует подключению радиокомпаса АРК-11 № 2, причем переключатель «Прослушивание — АРК №2 — РСБН-2С», уста­новленный на приборной доске у штурмана, должен находиться в положении «АРК № 2». 

Основные ТТД:

- диапазон рабочих частот, кГц -………………………………………………….120 - 1340;

- дальность действия при работе с ПАР-8, км -…………………………………...250 - 350;

- точность определения направления на радиостанцию, град. -…………………± 1-3;

- точность градуировки и установки частоты, Гц - ………………………………± 250;

- число предварительно настроенных каналов - ………………………………….9;

- время автоматической перестройки с одной частоты  на другую, с -не более 9;

- потребляемая мощность каждого комплекта, по сети 27В, Вт - ……45

                                                            по сети 115В, 400Гц, ВА -……..150

- питание -……………………………………………27В, 115В 400 Гц;

В комплект АРК-11 входят:

- пульт управления летчиков (из комплекта АРК-11 №1) и индика­тор настройки к нему (измеритель тока для визуального определения точности настройки радиокомпаса на частоту принимаемой радиостанции) - размещены на верхнем щитке летчиков (фото 63);

Фото 63.

   - указатели КУР летчика (УПДБ-2) - на средней и правой панелях передней приборной доски (ППД), (фото 64);

Фото 64.

- приемники, коммутационные коробки и блоки питания обоих комплектов  - размещены на радиоэтажерке шп. 9-10 слева (фото 65,66); (блок питания включает в себя трансформатор и выпрямители для преобразования переменного напряжения 115В в постоянные и переменные напряжения, необходимые для питания радиокомпаса);

Фото 65. Фото 66.

 - пульты управления штурмана (из комплектов АРК-11 №1 и №2), индикаторы настройки к ним и указатель КУР штурмана (УШДБ-2) - размещены на приборной доске штурмана (фото 67, 68);

Фото 67.

 

Фото 68.

настроенные антенные блоки АРК-11 №1 и №2 (представляют собой двухкаскадные усилители; служат для предварительного усиления сигналов, поступающих в зависимости от режима работы радиокомпаса от ненаправленной антенны или дополнительной рамки) размещены в подпольном пространстве слева по полету (фото 69).

Фото 69.

 - внутрифюзеляжная рамочная антенна: АРК-11 №1 — в верхней части фюзеляжа между шп. 13—14; АРК-11 №2 — в нижней части фю­зеляжа между шп. 15-16 (фото 70, 71);

Фото 70.

Фото 71.

Фото 72.

(Рамочная антенна объединяет в себе: две рамки – основную и дополнительную, которые предназначены для направленного приема радиоволн, они укреплены на общей оси и вращаются одним электродвигателем; сельсин-датчик, входящий в сельсинную систему, которая обеспечивает дистанционную передачу электрическим способом углов поворота рамок стрелкам указателей курсовых углов; компенсатор радиодевиации, предназначенный для уменьшения ошибок, возникающих в показаниях радиокомпаса за счет явления радиодевиации, т.е. за счет приема основной рамкой радиоволн, которые отразились от обшивки самолета.);

- ненаправленная антенна: АРК-11 №1 - тросовая, ввод ее разме­щен между шп. 22-23 в верхней части фюзеляжа, ненастроенный антенный блок №1  - там же; АРК-11 №2 - шлейфовая, установлена в нижней части фюзеляжа между шп. 13-21 (фото 73), ненастроенный антенный блок №2 – под полом грузовой кабины между шпангоутами 13-14, слева.

Фото 73.

 На самолетах с 60-й серии вместо тросовой антенны АРК-11 №1 и шлейфовой антенны АРК-11 №2 установлены поверхностные ан­тенны ненаправленного действия (фото 74, 75). Они представляют собой стеклотекстолитовые панели, размещенные симметрично оси центроплана (слева - 1, справа - №2). Внутри панелей вклеена полоса фольги, являющаяся ненаправленной антенной.

Фото 74.

Фото 75.

  - ненастроенные антенные блоки (фото 76) вынесены из фюзеляжа и установлены под антеннами в левом и правом зализах центроплана.

Фото 76.

РЕЖИМЫ РАБОТЫ РАДИОКОМПАСА

АРК-11 может работать в следующих режимах: КОМПАС-1, АН­ТЕННА, РАМКА и КОМПАС-2.

Режим КОМПАС-1 является основным рабочим режимом и пред­назначен для автоматического пеленгования передающей радиостан­ции. В этом режиме прием сигналов осуществляется на основную рамку и ненаправленную антенну, включены в работу все элементы радиокомпаса. Указатели непрерывно показыва­ют курсовой угол радиостанции, на которую настроен радиокомпас. КУР определяется однозначно.

Принцип работы АРК-11 в компасном режиме основан на свой­стве рамки направленно принимать радиоволны. При этом сигнал, наведенный радиоволной пеленгуемой станции в основной рамке, сравнивается по фазе с сигналом, который создается той же ра­диоволной в ненаправленной антенне. Сравнение фаз сигналов основной рамки и ненаправленной антенны осуществляется, в конечном счете, с помощью электродвигателя, вращающего рамки.

Рамка имеет диаграмму направленности (рис. 15А) в виде двух соприкасающихся окружностей. Такую диаграмму называют «восьмеркой».

                                   Рис. 15.  

 

                                            

(Под диаграммой направленности приемной антенны понимается зависимость амплитуды э. д. с, наводимой радио­волной в антенне, от направления прихода волны. При этом имеется в виду, что интенсивность радиоволны остается одинаковой, т. е. изменяется только направление ее прихода к антенне).

Таким образом, рамка не принимает радиоволны из двух вза­имно противоположных направлений ОО1 которые перпендику­лярны плоскостям ее витков и называются направлениями нуле­вого приема рамки. Когда направления нулевого приема и при­хода радиоволны к рамке совпадают, то говорят, что рамка на­ходится в положении нулевого приема. При повороте рамки от положения нулевого приема величина сигнала, наводимого в ней радиоволной, изменяется в соответствии с диаграммой направ­ленности.

Фаза сигнала рамки зависит от направления прихода радио­волны. (Под сигналом рамки понимается напряжение на ее вы­водах Up, которое создается радиоволной). В зависимости от того из сектора А или Б (см. рис. 15А) приходит радиоволна, фаза сигнала рамки  изменяется  на 180°.

Ненаправленная антенна имеет диаграмму в виде окружности (рис.15Б). Это значит, что ни величина, ни фаза ее сигнала UА не зависят от направления  прихода радиоволны.

Таким образом, в зависимости от того, в каком направлении от положения нулевого приема будет повернута рамка, сигналы рамки и ненаправленной антенны по фазе совпадают или будут противоположны. Это дает возможность путем сравнения фаз данных сигналов с помощью системы автоматического управле­ния устанавливать рамку всегда в одно и то же положение нуле­вого приема. В результате при работе радиокомпаса в режиме «Компас I» курсовой угол радиостанции определяется однозначно, хотя рамка имеет два направления нулевого приема.

Принцип работы АРК-11 в режиме «Компас I» со­стоит в следующем. Предположим, что радиоволна приходила с направления нулевого приема, но рамка повернулась (например, вместе с самолетом) от этого положения на угол меньше 180°. В зависимости от того, в котором направлении она повернулась, фазы сигналов рамки и ненаправленной антенны будут совпадать или различаться на 180°.

Сигнал рамки после предварительного выделения контурами входной цепи и УВЧ, а также усиления УВЧ поступает на комму­татор фазы. Сюда же подается напряжение частотой 30 Гц от гене­ратора низкой частоты. В коммутаторе фаза сигнала рамки изме­няется на 180° с частотой 30 Гц. Это значит, что в каждый момент, когда изменяется полярность напряжения генератора низкой частоты, фаза сигнала рамки на выходе коммутатора тоже изме­няется на 180°.

Коммутированное по фазе напряжение рамки подается на кон­тур сложения радиоприемника, куда также поступает напряжение ненаправленной антенны. В контуре сложения эти два сигнала складываются, в результате чего получается сигнал той же ча­стоты, но амплитудно модулированный напряжением генератора низкой частоты. При этом при изменении фазы сигнала рамки на 180° фаза огибающей тоже изменяется на 180°.

                                                           Рис. 16.

1. Положение основной рамки относительно направления прихода волны;

2. Сигнал ненаправленной антенны;

3. Сигнал основной рамки;

4. Напряжение генератора низкой частоты;

5. апряжение на выходе коммутатора фазы;

6. Напряжение в контуре сложения;

7. Напряжение на компасном выходе радиоприемника;

8. Напряжение частотой 400Гц на входе системы автоматического управления рамкой;

9. Напряжение на выходе системы автоматического управления рамкой;

10. Направление автоматического вращения рамок электродвигателем.

 Модулированное частотой 30 Гц напряжение проходит через радиоприемник, как и при работе АРК-11 в режиме «Антенна». На выходе радиоприемника детектор выделяет напряжение моду­ляции принятого сигнала («озвучивания») и напряжение частотой 30 Гц. При помощи фильтра эти два напряжения разделяются, после чего напряжение «озвучивания» усиливается и подается на телефоны, а напряжение частотой 30 Гц поступает на систему автоматического управления рамкой. На эту же систему подаются напряжение от генератора низкой частоты и напряжение частотой 400 Гц от блока питания, а на ее выходе получается напряжение частотой 400 Гц. При изменении фазы напряжения, поступа­ющего от радиоприемника, на 180° фаза напряжения на выходе системы изменяется тоже на 180°.

Напряжение с выхода системы автоматического управления рамкой подводится к одной обмотке электродвигателя вращения рамки. На другую обмотку двигателя от блока питания подается напряжение частотой 400 Гц, фаза которого не зависит от поло­жения   рамки.

Таким образом, в зависимости от направления поворота рамки от положения нулевого приема изменяется на 180° фаза напряже­ния рамки, а также фазы напряжений на компасном выходе ра­диоприемника и на выходе системы автоматического управления рамкой, в связи с чем изменяется направление вращения рамок электродвигателем.

Когда основная рамка находится в положении нулевого приема, то в соответствии с ее диаграммой направленности сигнал от нее не поступает на вход приемника, поэтому нет напряжения на выходе системы автоматического управления, и электродвигатель не вращает рамки. Но вследствие приема рамкой помех, по ча­стоте близких к полезному сигналу, а также возникновения соб­ственных шумов в приемнике с выхода системы управления на обмотку электродвигателя будет поступать незначительное по величине напряжение, фаза которого зависит от случайных фак­торов. Это приведет к тому, что двигатель повернет основную рамку хотя бы на небольшой угол от ее положения нулевого приема. Тогда рамка станет принимать сигнал пеленгуемой радио­станции, в результате чего двигатель будет вращать ее в направ­лении, которое соответствует фазе сигнала рамки в данном слу­чае. Если основная рамка находилась в положении нулевого приема, и двигатель случайно повернул ее, то вследствие приема рамкой сигналов радиостанции двигатель будет вращать ее в обратном направле­нии, т. е. вернет рамку в то же положение нулевого приема. Если же направление прихода волны совпадало с противоположным направлением нулевого приема рамки и двигатель случайно повернул рамку в любом направлении, то в результате приема сигнала станции рамкой он будет продолжать вращать ее в том же направлении до тех пор, пока не повернет рамку на угол 180°, т. е. пока не установит в положение нулевого приема.

Таким образом, в результате работы рассмотренной системы в режиме «Компас I» одно положение нулевого приема основной рамки является динамически устойчивым, а другое — неустой­чивым. Рамка колеблется электродвигателем в небольшом секторе (обычно равном 1—2°) около устойчивого положения нулевого приема и не может в течение заметного времени находиться в не­устойчивом положении. Это значит, что при работе радиокомпаса в режиме «Компас I» рамка автоматически устанавливается всегда в одно и то же положение нулевого приема, что обеспечивает одно­значность определения курсового угла пеленгуемой радиостанции.

Через компенсатор радиодевиации, при помощи которого вводятся поправки в показания радиокомпаса, и посредством сельсинной системы угловое положение основной рамки пере­дается стрелкам указателей курсовых углов радиостанций.

Режим АНТЕННА используется для настройки радиокомпаса на частоту радиостанции. В этом режиме прием сигналов осуществляется на ненаправленную антенну. Настройка на нужную частоту выполня­ется по максимальному отклонению стрелки индикатора настройки. В режиме АНТЕННА АРК может использоваться как запасной прием­ник связи СВ диапазона.

Режим РАМКА целесообразно использовать при отказе компасного канала или в условиях повышенного уровня радиопомех. Это ава­рийный режим. В этом случае КУР определяется по методу минимума с использованием только рамочной антенны и ручного управления двигателем вращения рамки. Отсчет КУР производится в момент наи­меньшего сигнала на выходе приемника (по индикатору настройки).

Режим КОМПАС-2 используется для автоматического определе­ния КУР в условиях электростатических помех, а также в случае об­рыва или обледенения открытой антенны. Прием сигналов в этом ре­жиме осуществляется на основную и дополнительную рамки, распо­ложенные взаимноперпендикулярно. В связи с этим КУР определяется неоднозначно, может иметь место ошибка в определении пеленга на 180°. Для устранения этой ошибки используется метод двукратного пеленгования одной радиостанции или метод одновременного пелен­гования двух радиостанций. Также для устранения неоднозначности можно кратковременно перейти в режим КОМПАС-1 или использо­вать другие навигационные устройства.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАСТРОЙКИ

Фото 77. Пульт управления АРК-11

Управление радиокомпасом АРК-11 осуществляется с пультов управления штурмана и летчиков. На пульте управления штурмана расположены следующие органы управления (фото 77):

- переключатель режимов работы на пять положений (ВЫКЛ, КОМПАС-1, АНТЕННА, РАМКА, КОМПАС-2) - для включения АРК и выбора режима работы;

- девять кнопок выбора фиксированных каналов предварительной настройки и одна кнопка канала плавной настройки;

- переключатель ДИАПАЗОН на восемь положений с фиксатором - для выбора рабочего диапазона частот;

- ручка НАСТРОЙКА ГРУБАЯ с фиксатором - для грубой уста­новки частоты настройки;

- ручка НАСТРОЙКА ПЛАВНАЯ - для точной настройки радио­компаса на заданную частоту. Она включает механизм настройки только при ее нажатии от себя до упора;

- ручка РЕГ. ГРОМКОСТИ - изменяет усиление высокочастотных каскадов приемника в режимах АНТЕННА и РАМКА и уровень выходного сигнала телефонного канала в режимах КОМПАС-1 и КОМ­ПАС-2;

- переключатель ШИР. - УЗК. - переключает полосу пропускания приемника;

Узкая полоса пропускания частот используется для улучше­ния помехозащищенности приемника при работе в условиях помех. Следует иметь в виду, что при ее включении позывные приводной радиостанции прослушиваются слабее, чем при ра­боте с широкой полосой, а в некоторых случаях могут совсем не прослушиваться. Это вызвано частичной демодуляцией принимае­мого сигнала («срезанием» составляющих его боковых частот) за счет малой ширины полосы пропускания приемника: ширина узкой полосы на уровне ослабления в 2 раза по мощности состав­ляет около 0,6 кГц, тогда как сигнал приводной радиостанции занимает полосу частот около 2 кГц. Однако на работе компасной части АРК-11 описанное явление не сказывается.

- переключатель ТЛФ - ТЛГ - в положении ТЛГ включает специ­альный гетеродин для прослушивания позывных радиостанций, рабо­тающих в телеграфном режиме незатухающими колебаниями;

- нажимной переключатель РАМКА Л - П - для ручного поворота рамочной антенны влево или вправо;

- кнопка ПЕРЕКЛ. ПУЛЬТ. - для взятия управления на свой пульт;

- шкала настройки (проградуирована от 0 до 160 кГц - через 500 Гц). Внутри пульта управления штурмана расположен механизм авто­матической настройки приемника. Настройка приемника на фиксиро­ванную частоту может осуществляться только с данного пульта;

- ручка ПОДСВЕТ - для регулировки яркости подсвета пульта управления.

Пульт управления летчиков выполнен аналогично пульту штурма­на. Однако в нем отсутствует механизм автоматической настройки приемника. Поэтому передняя панель его отличается тем, что ручки грубой настройки и переключения диапазонов не имеют фиксаторов. Кнопочная настройка на  фиксированные частоты может производить­ся с обоих пультов.

НАСТРОЙКА АРК-11 НА РАБОЧУЮ ЧАСТОТУ С МЕСТА ЛЕВОГО ЛЕТЧИКА

При включенном питании 27В, 115В 400 Гц:

1. Включить АЗС ПУЛЬТ, ПРМ на щите АЗС радиста;

2. Нажать кнопку П - плавной настройки на пульте управления;

3. Установить переключатель рода работ на пульте управления АРК в положение АНТЕННА и взять управление на себя нажатием кнопки ПЕРЕКЛ. ПУЛЬТ. Индикацией включения пульта является отклонение стрелки индикатора настройки из крайнего левого поло­жения вправо;

4. Установить переключатели ТЛФ - ТЛГ в положение ТЛФ, УЗК. — ШИР. в положение ШИР., а регулятор громкости — вправо до упора;

5. На абонентском аппарате СПУ - 7 установить переключатель радиосвязей в положение РК-1, переключатель СПУ - РАДИО в по­ложение РАДИО;

6. Ручкой ДИАПАЗОН установить нужный диапазон частот;

7. Ручкой НАСТРОЙКА ГРУБАЯ установить по шкале частоту ра­диостанции.

ПРИМЕЧАНИЕ: набираемая частота равна сумме значений частот, установленных переключателем ДИАПАЗОН и ручкой НАСТРОЙКА ГРУБАЯ.

8. Нажать от себя ручку НАСТРОЙКА ПЛАВНАЯ и, слегка пово­рачивая ее в обе стороны, произвести настройку АРК по максималь­ному отклонению стрелки индикатора настройки и максимальной слышимости сигнала радиостанции;

9. Установить переключатель ШИР. - УЗК. в положение УЗК., а ручкой РЕГ. ГРОМК. установить такое усиление приемника, при ко­тором стрелка индикатора настройки установится в положение 0,3-0,4 деления шкалы индикатора настройки;

10. Нажав от себя ручку НАСТРОЙКА ПЛАВНАЯ, точно подстро­ить АРК на частоту радиостанции только по максимальному отклоне­нию стрелки индикатора настройки. При этом запрещается настраи­ваться на слух, т.к. это приведет к ухудшению или полному отказу радиокомпаса в режимах КОМПАС-1 и КОМПАС-2;

11. Установить переключатель УЗК. - ШИР. в положение ШИР., а ручку громкости - в положение максимальной громкости. На этом процесс настройки АРК на рабочую частоту завершен.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Для проверки радиокомпаса:

- установить переключатель рода работы в положение КОМПАС-1 и отсчитать значение отработанного КУР;

- переключателем РАМКА Л - П отклонить стрелку указателя КУР влево или вправо на 100 - 160°. После отпускания нажимного пере­ключателя стрелка должна возвратиться в прежнее положение;

- аналогичную проверку произвести в режиме КОМПАС-2, откло­няя стрелку указателя КУР на 70 - 80°;

- установить переключатель рода работ в положение РАМКА, от­клонять стрелку указателя влево или вправо и наблюдать за поведени­ем стрелки индикатора настройки, которая должна отклоняться влево при прохождении рамкой положения пеленга или обратного пеленга. В такт с отклонением стрелки влево в телефонах должно быть резкое снижение громкости сигнала;

- убедившись в полной работоспособности радиокомпаса, пере­ключатель рода работы установить в положение КОМПАС-1 или ВЫКЛ.

Аналогичная настройка и проверка работоспособности произво­дится с пульта управления штурмана, только настройка на фиксиро­ванные частоты производится при открытых фиксаторах на ручках ДИАПАЗОН и НАСТРОЙКА ГРУБАЯ.

ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В  ПОЛЕТЕ

1. Перед включением АРК одна из кнопок механизма автоматиче­ской настройки должна быть нажата;

2. В процессе эксплуатации радиокомпаса нельзя допускать пере­ключений механизма автоматической настройки при открытых ры­чажках фиксаторов;

3. Нажимать на кнопки разрешается не более трех раз в минуту;

4. При безостановочном круговом вращении механизма автомати­ческой настройки после нажатия на номерную кнопку (с 1 по 9), включить другую кнопку, и после отработки механизма вернуться на нужную кнопку;

5. Если надо запеленговать станцию, не установленную на кнопках фиксированной настройки, следует перейти в режим плавной на­стройки, нажав кнопку П;

6. Если переход в режим плавной настройки невозможен из-за отказа автоматики, то разрешается производить плавную настройку ра­диокомпаса при любой нажатой кнопке. В этом случае расфиксировать ручки ДИАПАЗОН и НАСТРОЙКА ГРУБАЯ и настроить радио­компас;

7. Вращать ручку НАСТРОЙКА ГРУБАЯ в утопленном положении ручки НАСТРОЙКА ПЛАВНАЯ запрещается. При обнаружении со­противления вращению ручки НАСТРОЙКА ГРУБАЯ следует оття­нуть ручку НАСТРОЙКА ПЛАВНАЯ на себя;

8. При отсутствии автоматического пеленгования необходимо пе­рейти в режим работы РАМКА и запеленговать станцию по мини­мальному сигналу на индикаторе настройки;

9. При появлении помех от близких по частоте радиостанций пе­рейти в узкую полосу пропускания приемника, установив переключа­тель УЗК. - ШИР. в положение УЗК.;

10. Для снижения влияния электростатических помех необходимо перейти в режим КОМПАС-2. Неоднозначность в определении пелен­га разрешается кратковременным переходом в режим КОМПАС-1;

11. Для уменьшения времени перестройки радиокомпаса при пере­ходе с ДПРС на БПРС рекомендуется распределить кнопки между ними по следующему принципу: частоты ДПРС фиксировать нечет­ными кнопками (1, 3, 5,7,9), а частоты БПРС - четными (2, 4, 6, 8).

12. Для обеспечения стабильности частоты настройки радиоприем­ника приняты меры, обеспечивающие стабильность частот его первого и второго гетеродинов. С этой целью контур первого гете­родина помещен в термостат, а второй гетеродин стабилизирован кварцем. В термостате поддерживается постоянная температура путем его электроподогрева, который включается и выключается автоматически при помощи термореле. Цепь подогрева питается от бортовой сети постоянного тока и потребляет ток 8 А. Ее питание включается с по­мощью АЗС-10 «Приемник», расположенного на щите АЗС, независимо от положения переключателя режимов на пульте управления, поэтому нельзя включать указанный АЗС при питании сети от бортовых аккумуляторных батарей.

13. Радиокомпас питается от бортовых сетей постоянного и пере­менного однофазного токов. Цепи питания каждого радиокомпаса защищены: по постоянному току — двумя АЗС-10 («Пульт» и «Приемник»), установленными на щите АЗС, по переменному току — предохранителем СП-1, расположенным на панели пере­менного тока. Цепь питания радиокомпаса по переменному току защищена также предохранителем на 2 А, установленным на блоке питания. Кроме того, цепь ламп под­света пульта управления защищается предохранителем, который имеется на блоке питания только радиокомпасов последних вы­пусков. Радиокомпас АРК № 1 питается от аварийных шин постоянного  и   переменного  токов.

В случае отказа радиокомпаса необходимо заменить соответствующий предохранитель.

ВНИМАНИЕ!

1.  Не включать кнопки автоматической настройки (с 1-й по 9) при открытых фиксаторах.

  1. При установке частоты ручкой «НАСТРОЙКА ГРУБАЯ» необ­ходимо предварительно выдернуть ручку «НАСТРОЙКА ПЛАВНАЯ» на себя до упора.
  2. В случае безостановочного кругового вращения механизма авто­матической перестройки после нажатия на номерную кнопку (с 1-й по 9) включить другую кнопку для остановки механизма, а затем вер­нуться на нужную кнопку.
  3. При работе радиокомпаса одна из 10 кнопок на пульте управле­ния должна быть в нажатом состоянии.
  4. При работе с нестабильными по частоте приводными станциями слышимость позывных не является показателем правильной настройки на станцию. В этом случае следует производить подстройку ручкой «НАСТРОЙКА ПЛАВНАЯ» в пределах ±2—3 кГц (от номинальной частоты радиостанции) до максимального отклонения стрелки индика­тора настройки.
  5. Во избежание поломки блока направленной антенны следует учесть, что:

а)  рамку при введении девиации поворачивать медленно без рывков;

б)  вращать винты компенсации только после совмещения нулевой риски шкалы поправок с оцифрованной риской неподвижной шкалы рамки (0°, 15°, 30°, 45° и т. д.). При этом вращать только тот винт, который находится против нулевой риски шкалы поправок;

в)  за один проход вводить поправку не более чем на 3—4°;

г)  порядок вращения винтов должен быть следующий: 345—15°, 330—30°, 315—45°, 300—60° и т. д.

Подробная методика проведения компенсации радиодевиации - в инструкции (приложение № 8).

  1. Перед подключением радиокомпаса к бортсети 27В необходимо проверить соединение клеммы «ЗЕМЛЯ» на передней панели приемника с корпусом самолета.
  2. Двигатель ДК-1А, установленный в механизме автоматической на­стройки пульта управления и в барабанном переключателе приемника, рассчитан на кратковременный режим работы, что полностью увязы­вается с задачами, выполняемыми этим двигателем в устройстве в целом, и никак не ограничивает выполнение всех тактических задач, решаемых радиокомпасом на самолете.

При проверке радиокомпаса (на стендах в лаборатории и на само­лете) во избежание перегрева двигателя ДК-1А рекомендуется не пре­вышать суммарного времени работы этого двигателя — 1 минута, после чего необходимо сделать перерыв не менее, чем на 5 минут для охлаж­дения двигателя.

9.  Категорически запрещается переносить блоки радиокомпаса за приблочные кабели.

10.   Не допускается обесточивание радиокомпаса по цепи =27В в момент отработки механизмов автоматической настройки пульта управления и барабанного переключателя.

Ваш комментарий можете оставить на главной странице (СТЕНА)

© Oleg-Tulin

Бесплатный хостинг uCoz